Типы изб: «черные» и «белые» избы. Русская баня по чёрному: что собой представляет и как её топить

Всем читателям огромный привет!

Сегодня настоящая русская баня по чёрному встречается довольно редко. Мы уже привыкли к определённым современным банным стандартам и понятиям. Но если вспомнить , то именно чёрная баня является родоначальником всех водных и мыльных процедур.

Кстати, в прошлом, люди не только мылись в таком довольно примитивном сооружении, но и устраивали различные обряды, ритуалы и даже лечебные омовения. Предлагаю более подробно посмотреть на сооружения данного вида. Ведь в последнее время к ним проявляется не поддельный интерес...

Растопка бани по чёрному

→Строится баня по чёрному обычно небольших размеров, с высотой потолков не более двух метров. Такие размеры способствуют лучшему и быстрому набору высокой температуры. Место для бани выбирается безветренное, но всё-таки розе ветров тоже уделяется внимание. Это связано с расположением двери. Её обычно прорубают с подветренной стороны, чтобы дым свободно выходил на улицу, а не оставался внутри помещения. Из-за отсутствия искусственного освещения, раньше окна делали на юг или запад. Дневного света в этом случае гораздо больше.

→Фундамент для чёрной бани может быть любой: от пресловутых столбиков до монолита. Всё зависит от размера и конкретных желаний. Веками раньше, баня по чёрному даже вкапывалась в землю по самые окна. Этот способ сохранения тепла действовал довольно хорошо. Часто вообще у бани не было никакого фундамента, просто первые венцы делались из лиственницы и укладывались прямо на землю.

→Полы обычно делаются деревянные. Доски должны быть хорошо простроганы и отшлифованы. Укладываются они с небольшим зазором, то есть устраиваются протекающими. Хотя сегодня можно делать всё, что хочешь, даже уложить кафель. В старину часто прямо на полы разбрасывали сено или различные сборы трав. Аромат от этих действий не только приятный, но и полезный. Такая в бане регулярно применялась нашими предками, которые отлично знали толк в лечении травами.

→Стены чёрной бани, как правило, делаются из брёвен. они джутовым межвенцовым утеплителем. Это самый оптимальный на сегодня материал для конопатки деревянных стен. Но, а наши деды использовали мох, естественный природный утеплитель (кстати, очень хороший). Сосна на сегодня является относительно дешёвым и вполне доступным деревом. Так что «дешёвый и сердитый вариант» стен для чёрной бани – это сосна.

→Окна и двери в бане по чёрному делаются маленькими. При таком раскладе наименьшие потери тепла. А в старину, невысокие двери были неотъемлемой частью древних традиций (поклон и уважение хозяину бани).

→Особое внимание стоит уделить печи. Здесь всё нам не привычно. Нет дымохода да и принцип обогрева помещения кажется странным. Печь для такой «необычной бани» может быть сделана из камней базальтовых вулканических пород. Простой пример жадеита, талькохлорита или кварцита. Эти сегодня широко используются для «комплектации металлических каменок».


Печь в чёрной бане

Огонь, проходя через камни, уложенные сверху топки, нагревает их до большой температуры. Эти горячие камни и являются источником тепла поле того, как топка печи закончена. На них также плескают воду и поддают пар. Бак для горячей воды ставится сверху на топку. В прошлом для организации горячей воды применяли большие чаны, которые располагали на камнях.

Практика показывает, что располагать печь разумней всего возле входной двери. Во-первых, легко заносить дрова, во-вторых, дым будет сразу выходить на улицу, в-третьих, просто контролировать весь процесс топки печи (хорошо видно, как горят дрова). Не стоит забывать и про пожарную безопасность. Стены и потолок возле печки целесообразно сберечь защитными экранами, так как температура дыма при выходе из печи довольно высокая.

Как топить баню по-чёрному

У многих баня по чёрному ассоциируется с грязной, чёрной обстановкой. Но это не совсем так, как кажется с первого взгляда. Копоть, которая оседает на стенах, полу, потолке и т. д., делает их практически стерильными. Здесь погибают все вредные грибки и бактерии. Русские женщины не случайно рожали именно в бане, так как там считалось тёплое, чистое и самое подходящее помещение для этих целей.

По чёрному лучше всего берёзовыми, дубовыми или осиновыми дровами. Хвойные породы для такого дела никак не годятся. Причина простая – они дают во время горения очень много искр. Результат может быть весьма плачевный. А вот берёза не только отлично прогреет помещение, но и создаст благоприятные лечебные условия для лёгких.

Весь процесс приготовления хорошей жаркой бани в среднем составляет 2-3 часа. Он зависит от размеров парной, от конструкции печи и от температуры на улице. Как правило, делается 2-4 основных закладки дров. Первая охапка поленьев обычно горит не сильно хорошо, а вот дыма при этом получается много. Такое развитие событий – нормальное явление. После прогрева камней, тяга улучшится и дыма в бане станет гораздо меньше. Кстати, дров на отопление бани таким чёрным способом, тратится на порядок меньше. Это связано с тем, что тепло не улетает в , как в привычных печах, а всё остаётся в помещения.

После того, как баня хорошо прогреется, следует потушить огонь в печи, убрать оттуда все угли и хорошо проветрить помещение. Затем надо окатить горячей водой все стены, полы и . Завершающий этап – это дать парной «настояться». 20-30 минут достаточно для того, чтобы в бане по чёрному создалась необходимая комфортная атмосфера.


Растопка печи

Если печь в бане хорошая и сама баня сделана по всем правилам строительного дела, то тепло в ней будет держаться примерно 1,5-2 часа. За это время вполне реально помыться и попариться. Тепло, выделяемое камнями намного приятней и полезней для человека, нежели стальные стенки современных печей. Оно более мягкое и переносится человеком гораздо легче.

Не зря говорят, что баня по чёрному хорошо влияет на лёгкие, поднимает настроение и успокаивает нервы. Также она способна укрепить суставы, подтянуть кожные покровы и улучшить работу сердца. Сегодня многих чёрная баня привлекает своей загадочностью и необычностью. В ней есть что-то такое, что притягивает к себе практически каждого русского человека. Ощутить все действия необычной парной именно «на своей шкуре» хочется всем.

Цитата мудрости: Ни один удар, кроме солнечного, не должен оставаться без ответа .

В начале XXI века нечасто можно встретить настоящую русскую баню. В больших городах бани практически вытеснены саунами. А классическая русская баня становится достоянием истинных ценителей банной традиции. Но даже они не всегда знают о том, что такое русская баня по-чёрному. О ней и пойдёт речь в этой статье.

История появления бани

О том, когда появились бани у древних русичей, существую различные мнения. Подробнее об этом почитать можно в работах известных археологов, антропологов и историков. Летописных упоминаний о первых банях не сохранилось, что позволяет предположить, что банная традиция намного старше дошедших до нас древнеславянских летописей. Существует мнение, что бани на Русь пришли от греков или византийцев, однако то, что бани существовали и до установления тесных дипломатических связей с Византией (то есть до крещения Руси), опровергает эту точку зрения. Сохранились путевые записи купцов и землепроходцев о посещении славянских земель, где часто упоминались некие «рубленые дома», в которых «истязали» себя древние русичи. До наших дней древние ритуалы – омовения и банного пара – дошли как в быту, так и в медицинской практике. Вообще бани у древних ариев, включая и славянские народности, относятся практически к культовым сооружениям.

Парная баня, топленная по-чёрному – это именно та самая банька из сказок, в которой творятся порой разные чудеса. Такая банька – низкая бревенчатая избушка с высоким порогом, низкой дверью и маленьким окошком. Жар в этой бане держится у пола, в отличие от бани, которая топится по-белому, где пар поднимается вверх. Печь-каменка в такой бане строилась, как правило, справа, у входа. Для её строительства использовались крупные валуны или «дикий камень», сверху насыпались мелкие булыжники и чугунные чушки. Никогда в постройке бань не применялись гранитные или известняковые валуны, поскольку они совершенно не пригодны для «поддачи пара» – если плеснуть воды на раскалённый гранитный валун, он может треснуть или взорваться.

Когда такая баня топится, дым из печи идёт через дверь и окошко (трубы ведь в бане нет), и именно поэтому она и называется «баней по-чёрному» – вся баня изнутри покрывается копотью: и стены, и потолок, и лавки для мытья, и полок. Перед тем, как париться, нужно обмахнуть всё от копоти и сажи. А топить баньку приходится не менее четырёх часов.

Для растопки бани требовалось много дров – печь обычно топили «до красных камней». Несколько камней использовались для того, чтобы согреть воду для мытья – после нагрева их бросали кузнечными щипцами в таз с водой. За печью, под потолком вдоль стены, устраивался полок – длинная и широкая лавка с изголовьем у противоположной печи стене, – на который забирались, чтобы париться. Вдоль другой стены ставились лавки для мытья. Полок, лавки и пол бани были выскоблены «до глади», чтобы избавиться от заноз. Пол в бане делали дощатым или бревенчатым, со щелями либо с уклоном к двери, чтобы вода не застаивалась. Для благородного «банного» духа пол выстилали ветками сосны или ели, иногда просто соломой, а в богатых банях – душистым сеном.

Печь-каменку в такой бане устраивали на земле, ниже уровня пола, чтобы он не загорелся. Возле самой топки деревянный пол не клали вообще, оставляя его земляным почти до самой двери. После того, как прогорят дрова – топка печи светилась алым огнём, – устье печи закрывали большим камнем, чтобы жар или искры не воспламенили стены или двери. Со временем вошла в обиход печная заслонка. Сразу после того, как протопили печь, жар оставался на полу и немного выше, а кверху поднимался серый дымок – угар, делающий баню небезопасной.

Именно поэтому после того, как баня протоплена и согрета вода, баню оставляли открытой на час-полтора, чтобы вышел угарный газ. Перед этим нужно было убедиться, что в печи нет не прогоревших дров и синих всполохов – разворошить камни кочергой, – и поддать пара. После того, как угарный газ выйдет, баню вновь закрывали, чтобы согреть, лили на камни отвары трав – мяты, душицы, хрена, хвойные настои, – чтобы воздух в бане стал полезным и душистым, а потом, раздевшись снаружи, шли мыться и париться. Дверь в таких банях открывалась вовнутрь, чтобы, проходя мимо печи, не обжечься об неё, а также чтобы дверь не распахивалась настежь, теряя жар.

С древнейших времён бани были поистине сакральными местами. В банях рожали и проводили брачные обряды, приводили гостей и прощались с покойными. Топили баню раза 2 или 3 в неделю, а если в доме кто-то болел, то и каждый день – баня издавна славилась целебными свойствами. Процесс мытья в бане обязательно включал в себя обливание ледяной водой, а зимой и прыжки в снег.

Баня по-чёрному на новый лад

Со временем и бани по-чёрному стали усовершенствоваться. Первым шагом на пути к прогрессу стала замена очага полупечью – плитой с горловиной, которую вначале закрывали заслонкой, а потом дверцей. Сама плита строилась из «дикого камня» на глиняной основе, бока её также закрывались камнем, а сверху в неё встраивали бочку или котёл, заполненные диким камнем. Пока топили печь, они были открыты. Воду, как и раньше, грели раскалёнными камнями. Потом в банях стали ставить настоящие печи – с трубой. Также появились приспособления для нагрева воды – кованые железные полосы, крепящиеся одним концом в теле печи. Второй конец полосы погружался в бочку с водой. Потом стали греть воду с помощью железной трубы, которую вставляли в печку, а концы её приваривали к бочке. Сама каменка переместилась в дальнюю оконечность печи, а над ней стала располагаться труба с заслонкой.

Со временем предбанник превратился в настоящую комнату с дверью, окнами и деревянным полом. В предбанниках ставились лавки для одежды. Также в предбанник стали выводить торцы печей для обогрева помещения.

Бани стали выше, потому и полки поднялись вверх. К ним стали пристраивать приступки, чтобы удобнее было взобраться на полок, а также чтобы на ступенях могли попариться те, кто по возрасту или нездоровью не переносил настоящего пара.

Особенности и польза бани по-чёрному

По-настоящему топить баню по-чёрному умеют немногие. Особенно распространены чёрные бани в Сибири, и каждый настоящий сибирский ценитель бани подтвердит, что протопить баню по-чёрному – дело непростое и ответственное. Несмотря на то, что баня по-чёрному требует много дров, расходы на неё минимальны по сравнению с другими видами бань, а тепло в протопленной бане сохраняется очень долго.

Как уже было сказано, баня по-чёрному не оборудуется трубой и весь дым остаётся внутри парной. При постройке такой бани прежде всего надо обращать внимание на хорошую теплоизоляцию пола, стен и потолка. Окна в такой бане должны быть толстыми, в два или три стекла, а дверь располагается очень низко. по-чёрному тоже отличается от привычной. Дрова в ней размещаются на особой решётке с камнями и горят таким образом, что дым наполняет парную, обтекая камни. Несмотря на то, что осевшая на стенах сажа может на первый взгляд показаться некрасивой и грязной, не следует забывать, что она отлично впитывает неприятные запахи, а чтобы не пачкаться сажей во время мытья, её нужно обмести со стен перед тем, как начать париться. Эта особенность чёрной бани отражается и на всей её конструкции, что требует немалого мастерства строителя, – ведь сажа должна оседать только на стенах, но никак не на потолке или на полу.

Стены в чёрной бане должны быть бревенчатыми – они отлично сохраняют тепло и не позволяют застаиваться воздуху. Несмотря на то, что дверь бани, как правило, плотно закрыта, воздух внутри парной обновляется не менее 7 раз в час, но, что поистине удивительно, жар в бане сохраняется надолго. Поэтому даже в северных широтах такая баня является очень выгодной и экономичной.

Как уже было сказано, копоти в бане не стоит бояться, она выполняет важную функцию дезинфекции и абсорбции, а чтобы не перепачкаться в саже, стены можно обмахнуть веником, а лавки и полок ополоснуть водой. Топить баню лучше берёзовыми или осиновыми дровами – они дают приятный аромат и мало сажи.

Баня по-чёрному, не оборудованная трубой, имеет ряд преимуществ перед баней с трубой – баней по-белому.

Во-первых, постройка бани по-чёрному обойдётся дешевле и требует меньше усилий. Не придётся выводить трубу через деревянные конструкции потолка, что весьма сложно с точки зрения противопожарной безопасности.

Во-вторых, баня по-чёрному быстрее и качественнее прогревается благодаря тому, что жар из печи не уходит в трубу, а распределяется внутри помещения.

В-третьих, баня по-чёрному, особенно заглубленная, требует меньше дров, чем баня по-белому, и топить её нужно не целый день, вполне хватит 3-х часов.

И ещё один немаловажный плюс. Баня по-чёрному издавна славится ароматом – благоухают деревянные стены и потолки, устилающие пол ветки или травы. А в бане по-белому для того, чтобы почувствовать травяной аромат, нужно полить раскалённые камни заранее припасённым отваром или хотя бы запарить веник.

А ещё баня по-чёрному манит таинственностью и легендарным ореолом. Ведь издавна в бане проводились обряды – в банях принимали младенцев и провожали в последний путь покойников, девушки ходили в бани ворожить, а опытные ведьмы варили в банях волшебные отвары…

Крестьяне на Руси называли избами. Это слово имеет древнеславянское происхождение и образовано от слова «истьба» (означает отапливаемый жилой сруб). Это жилище многие века было основным местом проживания около 90 процентов населения России, однако до нас дошли избы не старше середины 19 века, так как деревянная крестьянская характеризовалась высокой степенью изнашиваемости.

На сегодняшний день, практически у всех, изба ассоциируется со словом «деревня». И это правильно. Так как раньше , возводимые в селе, деревне слободе и т.д. назывались избами, а жилища такого же типа, построенные в городе, величались «домами».

Характерной чертой постройки русской избы являлось то, что они возводились в один или два ряда вдоль реки или озера, основным материалом при постройке являлось дерево (кирпичные дома встречались в селах крайне редко).

Очень важным событием в жизни крестьянина было собственного жилища. Однако, основной целью было не просто построить и обеспечить крышу над головой для себя и для своей семьи, но и наполнить его любовью, покоем и уютом. И соорудить такую избу было возможным, лишь следуя традициям своих предков.

На первом этапе строительства необходимо было выбрать такое место, которое было бы сухим, высоким, светлым и счастливым. Под понятием «счастливое место» подразумевалось такое пространство, которое прошло проверку временем, и было хорошо обжитым. Соответственно, места с захоронениями считались неудачными для строительства избы. Обычно, ориентировалась на юго-восток, оно и понятно – дом освещается лучше, и, кроме того, мифологически – это божественная, красная сторона.

Что же касается материалов, из которых крестьяне строили избы, то особое предпочтение оказывалось избам, выстроенным из сосны, ели или лиственницы, так как у данных пород деревьев были ровные стволы, которые идеально ложились в сруб, удерживали тепло, и долго не гнили.

При постройке избы крестьяне соблюдали различные обряды, так например, начало строительства отмечалось жертвоприношением курицы или барана (когда укладывался первый венец избы). Под первый венец укладывали деньги, шерсть, зерно для того, чтобы в доме царило благополучие и мир, и ладан — как символ святости дома. Окончание строительных работ отмечалось роскошным угощением всех, кто принимал участие в работах.

Черные избы, что это такое?

Черная . Вы слышали когда-нибудь о таких избах? В них печь без трубы, как бы просто костер в комнате: дым идет внутрь, стелется под потолком и выходит в обычную дыру. А еще такую избу называют курной, а на Севере – рудной, то есть закопченной.

В нашем представлении черная изба – вросшая в землю развалюха, вся продымленная, словом, бедность на грани нищеты.

Советский исследователь Г.В.Алферов в своем путешествии по Архангельской области в 1969 году, наткнулся на одну из деревень, где использовали для жилья черные избы, Ошевеиск так называлась эта деревенька, расположившаяся в болотах в 45 километров от города Каргопль.

В своем исследовании он описывает следующее:

В Ошевенске я увидел черные избы — интереснейшие реликвии.

Общая площадь обычной черной избы, более 1000 кв. м. Самая большая из них имеет 40 метров в длину и 20 в ширину. В избе два этажа. Она скорее похожа на дворец. Рублена из вековых сосен, сосны отшлифованы ветрами, снегом и дождем и сияют как серебро.

Зачем же все-таки строились именно черные избы?

Северный – это комплекс построек: здесь под одной крышей и жилые комнаты, и хозяйственные помещения, и склады, и помещения для скота. Это – горницы, шомнуши, клети, подклети, подгорницы, рундуки, сараи и т. д. Конечно, этот комплекс обходился очень дорого. И естественно, было стремление, как можно дольше сохранить этот . А суровый северный климат разрушал его. От влаги дерево начинало гнить. Но северяне знали: если топить по-черному, то есть давать возможность дыму заполнить все комнаты, то дерево гнить переставало.

Мы теперь знаем, что дым подавляет деятельность микроорганизмов, разрушающих дерево.

Помогал сохранять дым и красивые, уникальные крестьянские наряды, так — же обходившиеся недешево. Пропитанные дымом платки, кружева, сарафаны сохранялись долгие годы. Словом, не дом, а целая лаборатория по консервации архитектуры и предметов быта, кстати, в таких домах, которые сохранились и используются в музейных целях, применяют только освещение светодиодными светильниками , что бы сохранить запах дыма.

В доме, кроме черной печи, была еще и белая. Она помещалась в маленькой пристройке, так называемой заднюшке. Там и собиралась семья, пока топилась черная печь.

Черная печь – сооружение не менее сложное, чем обычная печь. Она устанавливалась на основании, сделанном из толстых брусьев. На брусьях выкладывались самодельные кирпичи, и все это обмазывалось глиной. Получался так называемый под печи. Над подом поднимаются своды, называющиеся боровком. Дым выходит из того же отверстия – устья, через которое закладываются в печь дрова. Дым поднимается по челу печи, заполняет все комнаты и постепенно уходит в отверстие в стене. К этому отверстию присоединен деревянный короб – дымник. Он ведет на крышу. Дымник поднимается над крышей на метр-полтора. Украсить дымник ажурной резьбой (причем у всех разной) было делом чести для каждого хозяина.

Окна в избе маленькие, расположенные очень высоко над землей. Ведь избу иногда чуть ли не по крышу заносит снегом. А на зиму окно вообще закрывалось ставней с крохотным, чуть больше ладони, оконцем.

Тепло на Севере дорого, а света зимой из окна все равно мало, ведь большая часть зимы ночь.

К сожалению, в настоящие время, данных архитектурных сооружений не сохранилось, и все сведения о них мы с вами можем получить вот из таких записей исследователей советских времен.

Современная русская баня имеет отдельные помещения: предбанник, мыльную, тамбур и парную, которая оборудована печью-каменкой. Для удобства постройку оборудуют водопроводом и комнатой отдыха.

С незапамятных времен на Руси строили бани , веря, что хороший пар избавит от любой хвори. В то время, когда продвинутая Европа утопала в грязи, русские мылись часто и с удовольствием, превращая поход в баню в особый ритуал. Парная, мыльная и предбанник у наших предков располагались в общем помещении, топили же только по-черному. Так что это значит?



Баня по-черному и по-белому

Топить по-черному означает топить без трубы. Дым распределяется внутри помещения и выходит наружу сквозь щели. В такой парилке очень закопченные стены - можно легко запачкаться. В тоже время сажа поглощает все нежелательные запахи и влагу от пота, улучшает свойства бани по температурным параметрам. Воздух становится ароматным и густым.

Хочу все знать! Баня по-черному

Парная по-белому отличается от предыдущей тем, что дым выводится при помощи трубы. Строение всегда имеет предбанник, где можно раздеться, попить чаю или просто отдохнуть. Парятся по-белому на полке, а на каменку плещут воду - возникает пар, который и доставляет то самое известное всем удовольствие. Большинство современных бань топятся именно так. нНе является исключением и

- 1692 Тип избы зависел от способа отопления, от количества стен, расположения клетей между собой и их количества, от расположения двора.

По способу отопления избы делили на «черные» и «белые».

Более древние избы, долго сохранявшиеся как дома более бедных крестьян, были «черными« избами. Изба черная (курная, рудная - от «рудный»: замаранный, затемненный, дымник) - изба, топящаяся «по-черному», т.е. с печью каменной или глинобитной (а раньше с очагом) без дымохода. Дым при топке
проходил не непосредственно из печки через дымоход в трубу, а, выйдя в комнату и согрев ее, выходил через окно, открытую дверь, или через дымницу (дымарь) в кровле, дымволок, дымник. Дымница или дымарь - это отверстие или деревянная труба, часто резная, для выхода дыма в курной избе, обычно находилась над отверстием в потолке избы.
Дымволок:
1. отверстие в верхней части стен курной избы, через которое выходит печной дым;
2. дощатая дымовая труба;
3.(боров) лежачий дымовой канал на чердаке.
Дымник:
1. деревянная дымовая труба над кровлей;
2. отверстие для выхода печного дыма в потолке или стене курной избы;
3. декоративное завершение дымовой трубы над кровлей.

Изба белая или белокурная изба, топящаяся «по-белому», т.е. печью, имеющей свой дымоход с трубами. Согласно археологическим данным, дымоход появился в 12-м веке. В курной избе люди часто жили вместе со всеми животными и домашними птицами. Курные избы в 16-м веке были даже в Москве. Иногда в одном и том же дворе были и черные, и белые избы.

По количеству стен дома подразделялись на четырехстенки, пятистенки, крестовики и шестистенки.

Четырехстенок

Четырехстенная изба. Простейшее четырехстенное жилище - временная постройка, поставленная рыбаками или охотниками, когда они на долгие месяцы уходили из деревни.

Капитальные четырехстенные дома могли быть с сенями или без них. Огромные двускатные крыши на самцах с курицами и коньками выступают далеко от стен,
предохраняя от атмосферных осадков.

Пятистенок

Изба-пятистенка или пятистенок - жилая деревянная постройка, прямоугольная в плане, имеющая внутреннюю поперечную стену, делящую все помещение на две неравные части: в большей - изба или горница, в меньшей - сени или жилая комната (если есть прирубленные сени).

Иногда здесь устраивалась кухня с печью, обогревающей оба помещения. Внутренняя стена, как и четыре наружных, идет от самой земли до верхнего венца сруба и торцами бревен выходит на главный фасад, членя его на две части.

Первоначально фасад делился асимметрично, но позднее появляются пятистенки с симметричным членением фасада. В первом случае пятая стена разделяла избу и горницу, которая была меньше избы и имела меньшее число окон. Когда у сыновей появлялась своя семья, и по традиции все продолжали жить вместе в одном доме, то пятистенок состоял уже из двух смежных изб со своими печами, с двумя отдельными входами и сенями, пристроенными сзади изб.

Изба крестовая, крестовик или крестовый дом (в некоторых местах ее называли также шестистенком) - деревянная жилая постройка, в которой поперечная стена пересекается
продольной внутренней стеной, образуя (в плане) четыре самостоятельных помещения. На фасаде дома виден переруб (ударение на «у») - внутренняя поперечная бревенчатая стена, пересекающая наружную стену сруба, рубленая одновременно с избой и врубленная в стены с выпуском концов. План дома часто имеет вид квадрата. Кровля четырехскатная. Входы и крыльца устраиваются в прирубах, иногда поставленных перпендикулярно стене. Дом может иметь два этажа.

Шестистенок

Изба-шестистенка или шестистенок означает дом с двумя поперечными стенами. Все здание покрыто одной крышей.

Избы могли состоять только из жилых помещений, или из жилых и хозяйственных помещений.

Дома стояли вдоль улицы, внутри делились переборками, по фасаду была сплошная лента окон, наличников и ставень.

Чистая стена почти отсутствует. Горизонтальные бревна не прерываются только в трех-четырех нижних венцах. Правая и левая избы обычно симметричны. В центральной комнате окно более широкое. Крыши обычно невысокие двускатные или четырехскатные. Часто срубы ставятся на большие плоские камни, чтобы избежать неравномерной осадки большого дома с несколькими капитальными стенами.

По расположению клетей между собой и их количеству можно выделить избы-клетью, дома двухсрубные, избы в два жилья, избы двойные, избы тройные, избы со связью.

Изба-клетью означала деревянную постройку, со сторонами, соответствующими длине бревна 6 - 9 м. Она могла иметь подклет, сени и быть двухэтажной.
Дом двухсрубный - деревянный дом с двумя венцами под одной общей кровлей.
Изба в два жилья - крестьянское жилище из двух срубов: в одном с печью жили зимой, в другом - летом.
Изба со связью. Это тип деревянной постройки, разделенный сенями на две половины. К срубу пристраивали сени, образуя двухклетный дом, к сеням прирубали еще клеть, и получался трехчленный дом. Часто в прирубаемой клети ставили русскую печь, и жилище
получало две избы - «переднюю» и «заднюю», соединенные сквозными сенями. Все помещения располагались по продольной оси и крылись двускатными
крышами. Получался единый объем дома.
Изба двойнаяили двойня - избы соединенные по клетям так, что каждая изба, каждый объем сруба имеет свою кровлю. Так как каждая кровля имела своего конька, дома называли еще «дом о два коня» («дом под два коня»), иногда такие дома называли еще «дом с оврагом». В местах примыкания срубов получаются две стены. Обе клети могли быть жилыми, но с разной планировкой, или одна жилой, а другая хозяйственной. Под одной или обеими мог быть подклет, одна могла сама быть избой со связью. Чаще всего соединялись жилая изба с крытым двором.

Изба тройная или тройнясостоит из трех отдельных клетей, каждая из
которых имеет свою кровлю. Поэтому такие дома называют также «дома о
три коня» (встречаются и дома «о пять коней»). На главный фасад
выходят торцы построек.

Назначение клетей могло быть разным: все три клети могли быть жилыми, в середине мог быть крытый двор, расположенный между двумя жилыми клетями.

В ансамбле тройных домов обычно все три объема дома были одинаковой ширины с крышами одинаковых высоты и наклона, но там, где средняя часть - двор был шире избы и сарая, крыша, естественно, была шире и при одинаковом уклоне с остальными - выше.

Такую высокую и тяжелую крышу было трудно строить и ремонтировать, и строители на Урале нашли выход: вместо одной большой они строят две меньшие одной высоты. Результат - живописная композиция - группа построек «под четыре коня». Из-под скатов крыш на большую длину, доходящую до двух метров, вперед дома выступают огромные желоба-водотечники на курицах. Силуэт дома получается необычайно выразительным.

По типу двора дома делятся на дома с открытыми закрытым двором. Открытый двор мог располагаться по любую сторону от дома или вокруг него. Такие дворы применялись в средней полосе
России. Все приусадебные постройки (сараи, хлевы, конюшни и другие) стоят обычно поодаль от жилья, на открытом хозяйственном дворе. На севере жили большие патриархальные семьи, включающие несколько поколений (деды, сыновья, внуки). В северных районах и на Урале из-за холодного климата дома имели обычно крытые дворы, примыкающие к жилой избе с какой-нибудь
одной стороны и позволявшие зимой и в плохую погоду попадать во все служебные, хозяйственные помещения и на скотный двор и выполнять все повседневные работы, не выходя на улицу. В ряде описанных выше домов - двойнях и тройнях двор был крытым, примыкающим к жилью.

По расположению крытого дворапо отношению к дому избы делятся на дома «кошелем», дома «брусом», дома «глаголем». В этих домах жилище и крытый двор объединялись в единый комплекс.

Изба «брусом» (ударение на «у») - тип деревянного дома, где жилые и хозяйственные помещения расположены друг за другом по одной оси и образуют в плане вытянутый прямоугольник - «брус», покрытый двускатной кровлей, конек которой расположен по продольной оси. Это самый распространенный на севере тип крестьянского дома. Так как двускатные крыши всех частей комплекса - избы, сеней, двора, сарая - обычно образуют одно покрытие, такой дом называют «домом об один конь» или «домом под одним конем». Иногда коньковые бревна бывают расположены не на одном уровне, тогда конек идет с уступами по высоте. С уменьшением длины брусов, идущих от главной жилой избы, у которой самый высокий конек, соответственно, понижается уровень коньков их крыш. Создается впечатление не одного дома, а нескольких объемов, вытянутых один из другого. Дом брусом напоминает избу со связью, но вместо горницы сзади сеней расположены хозяйственные постройки.

Изба «кошелем» (ударение на «о») - наиболее древний тип жилой деревянной постройки с примыкающим крытым двором. Кошель означал большую корзину, телегу, лодку. Все помещения сгруппированы в квадратном (в плане) объеме. Хозяйственные помещения примыкают к боковой стене жилья. Все находится под общей двускатной кровлей. Т.к. изба по фасаду меньше двора, то кровля несимметрична. Конек кровли проходит над серединой жилой части, поэтому скат крыши над жилой частью короче и более крутой, чем над двором, где скат более длинный и пологий. Чтобы выделить жилую часть как главную, обычно устраивают еще один симметричный скат жилой части, выполняющий чисто декоративную роль (такие дома распространены в Карелии, 3аонежье и Архангельской области). На Урале, помимо домов с асимметричными крышами, часто встречаются и дома с симметричными крышами и с встроенными в общий симметричный объем двором. У таких домов широкий приземистый торцовый фасад с пологими скатами крыши. В доме под одним скатом крыши находится жилая часть, под другим скатом - двор. Смежная продольная рубленая стена расположена посередине объема под коньком крыши и служит конструктивным элементом для опоры пола, потолка и для связи длинных бревен поперечных стен.

Изба «гоголем» или «сапогом« - тип жилого деревянного дома, в котором жилые избы поставлены под углом друг к другу, а хозяйственный двор отчасти вмещается в образуемый ими угол, отчасти продолжается дальше по линии торцевых стен дома. Таким образом, план напоминает букву «г», которая раньше называлась «глаголь». Подклет и двор образуют хозяйственные помещения, жилые комнаты располагаются на втором этаже.

На Урале встречается и своеобразное расположение избы под высоким сараем - подсарайная изба. Изба устроена внизу у самой земли в высоком двухэтажном срубе, как бы в подклете, а над ней находится огромный сарай. В холодные зимы жилье было защищено сверху сараем с сеном, сбоку - крытым двором с пристройками, сзади - хлевом, а у земли - глубоким снегом. Обычно она входила в комплекс построек тройного двора или двора кошелем.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...