Исследование шоколада. Опыты с шоколадом в домашних условиях
Татьяна Гудкова
Занятие-эксперимент «Шоколадные тайны»
Занятие -экспериментирование по теме «Шоколадные тайны »
Цель эксперимента :
Получение в ходе эксперимента шоколадной массы из пищевых продуктов (сливочное масло, сгущенное молоко, какао, обоснование причин популярности шоколада среди взрослых и детей.
Задачи эксперимента :
Расширить и обобщить знания детей о шоколаде . Упражнять в чтении схем и приемов приготовления шоколадной массы ;
Упражнять в умении анализировать, обобщать; развивать память, любознательность, внимание, воображение.
Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, познавательную активность и самостоятельность, формировать навыки взаимопомощи;
Дать детям возможность получить удовольствие от своих открытий.
Оборудование :
Форма для детей : колпаки, фартуки;
продукты : сливочное масло, сгущенное молоко, какао-порошок, ядра подсолнечника, плитка шоколада , сахар, орехи без скорлупы;
посуда : контейнер для смешивания, миксер, форма для шоколадной массы , ложечки, тарелочки под продукты, формочки для шоколада .
Ход эксперимента.
Постановка цели эксперимента.
Ребята, а вы хотели бы сейчас стать настоящими кулинарами и приготовить продукт, который бы нравился всем, и раскрыть секреты этого продукта?
Но у всех поваров есть специальная одежда, поэтому предлагаю вам примерить на себя фартуки и колпаки и пройти на нашу мини-«кондитерскую фабрику» .
В комнате стоит стол, накрытый скатертью, в тарелочках приготовлены продукты : сливочное масло, сгущенное молоко, какао-порошок, ядра подсолнечника. Дети надевают фартуки и колпаки.
Инструктаж по технике безопасности.
Во время работы мы с вами будем пользоваться миксером. Включать миксер можно только тогда, когда венчики опущены в чашу. Работать можно только под присмотром воспитателя. Посуда тоже стеклянная, поэтому тарелки нужно брать аккуратно, двумя руками. А ещё перед началом работы нужно обязательно вымыть руки.
1-ая часть эксперимента.
Каждый ребенок берет свою тарелочку с продуктами и аккуратно выкладывает в общую чашу : сначала какао, потом сгущенное молоко, потом масло. Эти продукты взбиваются миксером.
А теперь я предлагаю вам попробовать, что за вкус имеет наш полученный продукт? (шоколадный )
Значит, что мы с вами получили? (шоколад )
А какие начинки или добавки могут встречаться в шоколаде ? (изюм, орехи, желе, крем)
А мы с вами попробуем приготовить новый вид шоколада – с семечками . Как вы думаете, что нужно для этого сделать? (смешать полученный шоколад с зернышками семечек)
Смешивать будем с помощью вилки.
Ребенок высыпает последний компонент шоколада . Воспитатель помогает всё перемешать. Детям предлагается попробовать на вкус новый вид шоколада .
Каждый шоколад имеет своё название . Давайте и мы дадим нашему шоколаду своё «имя» . (Воспитатель подводит детей к названию «Дашкина радость» ).
Назовите, какие продукты мы использовали для приготовления шоколада . (Дети перечисляют продукты) .
Итак, для приготовления шоколада необходимы : сливочное масло, какао, сгущенное молоко. В качестве добавки можно использовать изюм, орехи, и даже ядра подсолнечника.
2-ая часть эксперимента.
Ребята, а вы раньше ели шоколад ? (да) Он тоже был жидкий или имел какую-то форму? (имел форму)
А можем ли мы придать форму нашему шоколаду ? Если да, то как это можно сделать? (вылить в разные формочки) .
Дети разливают шоколадную массу в формочки . Воспитатель предлагает поставить формочки в прохладное место, чтобы шоколад быстрее затвердел .
Пока шоколад не загустел , он может принимать форму в зависимости от той формы, в которую его залили. И сегодня вы впервые создали свой рецепт приготовления шоколада .
Игровое упражнение «Узнай на вкус»
Теперь после такого важного открытия я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. Сейчас я вам завяжу глаза, а вы попробуете угадать, что такое я вам дам покушать. (Дети узнают на вкус шоколад , сахар, конфету, орех) .
Беседа «Как шоколадка на дереве выросла »
Ребята, а как вы думаете, какой продукт в шоколаде самый главный ? (ответы детей, подвести к ответу «какао» )
А вы задумывались, откуда берется какао? (нет)
А хотите узнать? (да)
Оказывается, какао растет на дереве. В теплых регионах планеты растет дерево, которое называется какао. Второе его название – шоколадное дерево (воспитатель показывает картинку какао-дерева) . Плоды этого дерева называются какао-бобы. Когда они созревают, их очищают от кожуры и перемалывают. Получается какао. Из этого какао на шоколадных фабриках при добавлении масла и сахара получают шоколад .
Дидактическая игра «Как появилась шоколадка »
Предлагаю вам правильно расставить этапы, которые прошла шоколадка , прежде чем попасть к нам на стол.
(Цветущее дерево-какао, дерево-какао с зелеными плодами, дерево какао со спелыми плодами, какао-бобы без кожуры, шоколадная фабрика , шоколадка ).
3-я часть эксперимента. Открытие тайны шоколада .
Воспитатель открывает коробку, на которой надпись : «Секреты шоколада » , внутри «плитка шоколада »
Необычная плитка, в ней спрятались секреты шоколада ! Предлагаю разгадать первый секрет шоколада , а для этого я угощу вас всех шоколадом .
Дети пробуют шоколад .
Вы любите шоколад ? (да)
А за что? (ответы)
Открывается первый секрет : Шоколад очень вкусный .
(на карточке схема : улыбка с высунутым языком)
Назовите свой любимый шоколад . («Аленка» , «Kinder chocolate» )
Как вы думаете, взрослые любят шоколад ? (Да)
Значит шоколад любят и взрослые , и дети. А теперь посмотрите друг на друга. Вы все сейчас покушали шоколад . У кого из вас поднялось настроение и появилась улыбка на лице? (У всех)
Действительно, ученые доказали, что шоколад улучшает настроение , поэтому его любят дарить и получать в подарок. Это и есть второй секрет шоколада . (Открывается схема с пиктограммой «хорошее настроение» ).
А есть люди, которые видят шоколад самых разных форм и вкусов каждый день. Это те, кто делает шоколад . (Воспитатель показывает иллюстрации шоколотье ) . Как вы думаете называется профессия человека, который делает шоколад ? (Варианты ответов детей)
Интересные названия вы придумали, на самом же деле шоколадных дел мастера называются шоколотье . А вы уже были в роли шоколотье ? (Да, когда получили шоколад ) .
Однако у шоколада есть еще один секрет. Его еще называют вредным. Может вы уже догадались, какой это секрет? (Предположения детей)
Действительно, в большом количестве шоколад становится вредным : болят зубы, живот, портится настроение.
Дети открывают схему с изображением грустного лица с завязанной щекой.
Нам удалось сегодня раскрыть много секретов шоколада . Какие это секреты?
Что еще хотели бы узнать?
Мне понравился второй секрет о том, что шоколад улучшает настроение и его можно подарить друзьям. Мне хочется вас порадовать и угостить шоколадом . (Воспитатель достает плитку шоколада , в ней много маленьких плиточек угощает детей и гостей, желает всем хорошего настроения.
Вывод :
Итак, при смешении сгущенного молока, какао и сливочного масла получается шоколад .
Шоколад изначально жидкий . Чтобы придать ему форму, нужно разложить его в формочки и остудить.
Шоколад имеет свои секреты : он сладкий и вкусный, поэтому нравится большинству людей; он поднимает настроение; если шоколада съесть слишком много, то будет болеть живот.
Были опубликованы несколько статей Яковишина Л.А. , посвященных опытам с пищевыми продуктами и другими, значимыми для учащихся объектами. Одну из этих статей автор любезно предоставил для публикации на сайте.
Одним из самых распространенных кондитерских изделий является шоколад. В настоящей статье содержатся инструкции по проведению опытов с компонентами этого продукта. Предлагаемые опыты можно проводить как на уроке (например, при изучении жиров, углеводов или белков), так и во внеурочное время на занятиях химического кружка или факультатива.
Шоколад содержит жиры, белки, углеводы, дубильные вещества, алкалоиды кофеин и теобромин. Шоколад готовят на основе какао-продуктов (см. схему).
Плоды какао содержат в среднем 35–50% масла, называемого маслом какао или теоброминовым маслом, 1–4% теобромина, 0,2–0,5% кофеина, таннины и прочие вещества. Масло какао состоит из глицеридов олеиновой (примерно 35%), стеариновой (35%), пальмитиновой (26%) и линолевой (3%) кислот. В самом шоколаде содержание алкалоидов кофеина и теобромина может достигать 1–1,5% (теобромина до 0,4%). Они являются природными стимуляторами и объясняют тонизирующее действие шоколада на организм человека.
Шоколад чувствителен к колебаниям температуры, поэтому его необходимо хранить при температуре примерно 18°С. При нагревании происходит жировое поседение шоколада – он покрывается серым налетом. Это содержащиеся в шоколаде жиры проступают на его поверхности. При температуре ниже 18°С происходит сахарное поседение шоколада, вызванное конденсацией паров воды и частичным растворением сахарозы, содержащейся в шоколаде. После испарения влаги кристаллики сахарозы образуют белый налет на поверхности шоколада.
Шоколад бывает горьким или полугорьким (состоит из какао-продуктов, сахара и ароматизаторов) и с добавками (молокопродукты, орехи, изюм и др.), например, молочный.
Для опытов 2, 3, 5 и 6 необходимо предварительно натереть шоколад на мелкой терке или настругать его ножом.
Опыт 1. Обнаружение непредельных жиров.
Кусочек шоколада оборачивают
фильтровальной бумагой и надавливают на него. На бумаге должны появиться
жировые пятна. На пятно помещают каплю 0,5 н. раствора KMnO 4 . Образуется бурый MnO 2 из-за протекания
окислительно-восстановительной реакции:
Опыт 2. Обнаружение углеводов.
В пробирку насыпают шоколад (примерно 1 см по высоте) и приливают 2 мл дистиллированной воды. Содержимое пробирки несколько раз встряхивают и фильтруют. К фильтрату добавляют 1 мл раствора NaOH и 2–3 капли 10 %-ного раствора CuSO 4 . Пробирку встряхивают. Происходит ярко-синее окрашивание. Реакцию дает сахароза, являющаяся многоатомным спиртом.
Опыт 3. Фосфорсодержащие компоненты.
1 кубик шоколада измельчают и помещают в небольшую колбу, куда приливают 15 мл 96%-ного раствора этилового спирта. Смесь взбалтывают и нагревают в течение 15–20 мин. не доводя до кипения. Смесь охлаждают и фильтруют. Полученный фильтрат переносят в новую колбу, добавляют 5 мл 1 М раствора H 2 SO 4 и кипятят в течение 15 мин. Смесь охлаждают и затем фильтруют. При этом получается розово-коричневый раствор.
Эксперимент "Тающий шоколад"
Проведите этот простой эксперимент с тающим шоколадом. Вы, несомненно, наблюдали, как плавится шоколад в жаркий день, поэтому давайте проведем несколько экспериментов, воссоздав природные условия таяния, а также добавим несколько новых условий. Затем сравним результаты и сделаем некоторые выводы.
При какой температуре шоколад переходит из твердого состояния в жидкое состояние? Одинакова ли эта температура для белого и темного шоколада? Проведите этот забавный научный эксперимент и узнаете!
Вам потребуются:
- Небольшие одинаковые кусочки шоколада (кусочки шоколадной плитки).
- Бумажные тарелки.
- Ручка и бумага для записи результатов.
Порядок действий:
- Положите один кусочек шоколада на бумажную тарелку и оставьте в тени на открытом воздухе.
- Засеките, через сколько времени шоколад растает, или если было недостаточно жарко, запишите, насколько мягким он стал через 10 минут.
- Повторите процесс, оставив тарелку с шоколадом на солнце. Запишите результаты.
- Найдите ещё несколько интересных мест, для определения времени таяния шоколада. Можете попробовать свою школьную сумку, горячую воду или даже свой собственный рот.
- Сравните результаты таяния шоколада в разных условиях. Также можете зафиксировать температуру в тех местах, где вы оставляли шоколад, определив ее с помощью термометра. Определите, при какой температуре шоколад тает.
Что происходит?
При определенной температуре ваши кусочки шоколада проходят физические изменения, переходя из твердого состояния в жидкое состояние (или в промежуточное - шоколад становится мягким). В жаркий день обычно достаточно солнечных лучей чтобы расплавить шоколад, что вы, возможно, уже проверили. Вы также можете изменить процесс, поставив растаявший шоколад в холодильник или морозильную камеру, где он перейдет из жидкого состояния обратно в твердое.
Шоколад растаял очень быстро у вас во рту. Что этот факт говорит о температуре вашего тела? Для дальнейших экспериментов можно сравнить белый шоколад и темный шоколад. Они плавятся при одинаковой температуре? А если положить алюминиевую фольгу между бумажной тарелкой и кусочком шоколада на солнце, что произойдет?
2.4.1. Методика проведения опытов
Много статей Яковишина Л.А. посвящены опытам с пищевыми продуктами. В работе использованы методики проведения опытов по определению качественного состава шоколада.
Цель работы: Определение качественного состава шоколада.
Для опытов 2, 3, 4 и 5 необходимо предварительно натереть шоколад на мелкой терке или настругать его ножом.
Объекты исследования: темный шоколад «Россия щедрая душа», молочный шоколад «Россия щедрая душа», молочный шоколад "Dove», молочный шоколад «Alpen Gold», молочный шоколад «Яшкино».
Опыт 1. Определение присутствия посторонних примесей в шоколаде
В колбу налить немного горячей воды, опустить небольшой кусочек шоколада поставить колбу на водяную баню.
Дождаться полного растворения шоколада и прибавить несколько капель йода. Если шоколад размешан мучнистыми или крахмалистыми веществами, то отвар окрасится в синеватый цвет; отвар чистого нефальсифицированного шоколада под влиянием того же реактива окрашивается слегка зеленоватым цветом
Опыт 2. Обнаружение непредельных жирных кислот
Кусочек шоколада обернуть фильтровальной бумагой и надавить на него. На бумаге должны появиться жировые пятна.
На пятно поместить каплю слабого раствора KMnO4. Образуется бурый MnO2 из-за протекания окислительно-восстановительной реакции:
Рис.2.4.1.1
Опыт 3. Обнаружение углеводов
В пробирку насыпать шоколад (примерно 1 см по высоте) и прилить 2 мл дистиллированной воды. Содержимое пробирки несколько раз встряхнуть и отфильтровать. К фильтрату добавить 1 мл раствора NaOH и 2–3 капли 10 % раствора CuSO4. Пробирку встряхнуть. Появляется ярко-синее окрашивание. Реакцию дает сахароза, являющаяся многоатомным спиртом.
Опыт 4. Ксантопротеиновая реакция
(обнаружение белка)
В пробирку насыпать шоколад (примерно 1 см по высоте) и прилить 2–3 мл дистиллированной воды. Содержимое пробирки несколько раз встряхнуть и отфильтровать. К 1 мл фильтрата прилить, соблюдая осторожность, 0,5 мл концентрированной HNO3.
Полученную смесь нагреть. Наблюдается желтое окрашивание, переходящее в оранжево-желтое при добавлении 25 %-ного раствора аммиака. Реакцию дают остатки ароматических аминокислот, входящие в состав белков шоколада.
Опыт 5. Сахарное поседение шоколада
Несколько кусочков шоколада слегка опрыскать водой, завернуть в фольгу и поместить на 1–2 недели в холодильник (не в морозильное отделение). Со временем на поверхности шоколада появится белый налет. Это выступили кристаллики сахарозы.
Смыть налет 3–5 мл дистиллированной воды и обнаружить в полученном растворе сахарозу. Для этого к раствору прилить 1 мл 5-10 % раствора NaOH и 1–2 капли 10 % раствора CuSO4. Смесь взболтать. Появляется характерное ярко-синее окрашивание (качественная реакция на многоатомные спирты).
2.4.2. Результаты исследования
Результаты качественных реакций приведены в таблице 2.4.2.1 (приложение 7)
Приложение 7
Таблица 2.4.2.1 Качественный состав шоколада
«+» - положительная проба (количество «+» показывает интенсивность окрашивания), «-» - отрицательная проба. В таблице приведены так же данные этикеток (содержание жира, углеводов, белков (г/100г)
Наименование шоколада | Результат обнаружения | |||||
присутствия посторонних примесей в шоколаде | непредельных жирных кислот | углеводов | Сахарное поседение | Белков | По показателям исследований | |
Молочный шоколад «Яшкино» | - | ++/29 | ++/60 | + | ++/5.0 | 2 |
Молочный шоколад «Alpen Gold» | - | ++/27.5 | +++/61 | +++ | +++/5.3 | 5 |
Молочный шоколад «Россия щедрая душа» | - | +/30 | ++/59 | ++ | ++/6,3 | 1 |
Молочный шоколад «Dove» | - | +++/32 | +++/57 | +++ | +/6,5 | 3 |
Темный шоколад «Россия щедрая душа» | - | ++/31 | +/55 | + | +++/5,2 | 4 |
Результаты эксперимента показали, что исследуемый шоколад не содержит мучнистых или крахмалистых веществ. Посторонних примесей в шоколаде нет.
Результаты второго опыта подтвердили наличие во всех видах шоколада жиров, по образованию жировых пятен на фильтровальной бумаге. А наличие в жирах непредельных карбоновых кислот доказало образование бурого осадка оксида марганца при окислении их перманганатом калия.
В молочном шоколаде «Alpen Gold» по данным этикетки наименьшее содержание непредельных жирных кислот, однако результат – цвет бурого пятна, соответствует цвету, полученному в опыте с молочным шоколадом «Dove».
Третий опыт доказывает в пяти видах шоколада наличие углеводов по образованию ярко-синего окрашивания при взаимодействии с гидроксидом меди (II).
Такую реакцию даёт сахароза, представляющая многоатомный спирт. Больше всего сахарозы содержится в молочном шоколаде «Dove», хотя по показателям с этикетки у этого шоколада содержание углеводов меньше, чем у молочного шоколада «Россия щедрая душа».
В молочном шоколаде «Alpen Gold» опыт так же показал большое содержание сахарозы, но это соответствует данным этикетки.
«Сахарное поседение » наиболее ярко было выражено у шоколада «Dove» и «Alpen Gold».
Наличие белков в шоколаде доказали ксантопротеиновой реакцией – взаимодействие с концентрированной азотной кислотой даёт жёлтое окрашивание. Содержание белка в темном шоколаде «Россия щедрая душа» и в молочном шоколаде «Alpen Gold» выше, чем в других объектах.
Опытным путём нам удалось подтвердить основные составляющие шоколада, это: жиры, углеводы, белки.
МОУ «Морозовская СОШ», Великоустюгского района, Вологодской области
Руководитель: Дяткинская Е. П.
Актуальность данной работы заключается в том, что популярность плиточного шоколада в нашей стране и широкий ассортимент этого продукта на прилавках магазинов заставляют потребителей делать непростой выбор при его покупке. Соответствует ли цена пли-точного шоколада его качеству, продукция, какой фирмы лучше – это несколько вопросов из общего перечня, возникающих у потребителей в процессе покупки данного продукта. Современные дети получают мощное рекламное навязывание о пользе шоколада. Взрослым очень трудно вступать в противовес рекламным кампаниям.
Объект исследования: плиточный шоколада различных производителей (молочный, тёмный и горький).
Предмет исследования: химический состав и органолептические свойства шоколада.
Целью данной работы явилось исследование и сравнительная оценка качества плиточного шоколада различных фирм – изготовителей.
Выполняя работу, мы поставили перед собой следующие задачи:
Изучить: химический состав и пищевую ценность шоколада; классификацию шоколада; требования к качеству шоколада; рецептурные особенности исследуемых образцов
Провести органолептическую и физико-химическую оценку качества;
Проанализировать полученные результаты исследования.
Изучая материал о шоколаде наше внимание привлекла цитата британского писателя:
«Всё остальное это просто еда…
А шоколад это шоколад»
Патрик Скин Кэтлинг
История шоколада, столь привычном нам сейчас, началась очень дав-но, более 3000 лет назад. За это время форма и рецептура шоколада претерпела массу изменений. В 17 веке ученые впервые обнаружили лечебные свойства шоколада, что еще больше увеличило его попу-лярность. Шоколад был рекомендован как лекарство от множества болезней, его считали средством, способствующим долголетию. В 1819 году была создана первая в мире шоколадная плитка, что стало началом новой эпохи в истории шоколада.
Состав шоколада мы изучили по литературным источникам. В них указано, что шоколад называют молочным, если в нём 25–31% какао продуктов, горьким, если какао больше 55%, и черным - если около 40%. Молочный шоколад хорош при содержании какао 35-40% и непременном наличии натуральной ванили.
Информация о составе объекта исследования нами была получена с обёрток плиток. Анализируя имеющуюся информацию, удалось ус-тановить, что в молочном шоколаде присутствуют обезжиренное или цельное сухое молоко, молочный жир, а часто и молочная сыворотка. В тёмном и горьком шоколаде молочных продуктов нет. На этикетках многие производители указывают минимальное содержание какао продуктов, которые в шоколаде являются наиболее ценными. Анализируя содержание какао продуктов в молочном шоколаде:«Chocolate» «Яшкино» - 37 %, «Rio D,Oro» - 32% «Felicita» - 30,4%, «Алёнка» - 29,8%, «Milka» - 27%, «Dove» - 27%, «Alpen Gold» - 25%«СладКо» -25%, мы пришли к выводу, что лидирует по этому показателю продукция не самых известных торговых марок. В тёмном шоколаде какао продуктов несколько больше - «Alpen Gold» - 40%. Лидерами среди плиточного шоколада, как и должно, быть оказался горький шоколад: «Бабаевский» - 58,7%, «Eco-botanica» - 58,7% и «Кремлёвские забавы» - 50%. Информации о соотношении масла какао, тёртого какао и какао порошка мы на упаковках не обнаружили, но имеется упоминание об обезжиренном какао в молочном шоколаде. Тревогу вызывает присутствие в большинстве исследуемых марок шоколада пищевой добавки Е-476. Беспокоит и присутствие ароматизатора идентичного натуральному «Ванилин».
Всем известно, что шоколад достаточно калорийный продукт, информацию о его калорийности мы взяли с обёрток, внесли в таблицу и проанализировали. В результате мы пришли к выводу, что по энергетической ценности различные сорта плиточного шоколада очень близки друг к другу. Лидирующие позиции, среди исследованных образцов занимают молочный шоколад «Chocolate» «Яшкино» и «Rio D,Oro», наименее калорийными являются горький шоколад «Eco-botanica» и тёмный шоколад «Alpen Gold». Прямой зависимости калорийности от типа шоколада мы не обнаружили, хотя в литературе указывается, что горький шоколад менее калориен. Так, например, молочный шоколад «Alpen Gold» (520 ккал), а горький шоколад «Бабаевский» (544 ккал).
Особое внимание в своей работе мы уделили опытам с шоколадом. Опыт 1. Обнаружение непредельных жиров. Кусочек шоколада оборачивают фильтровальной бумагой и надавливают на него. На бумаге должны появиться жировые пятна. На пятно помещают каплю 0,5 н. раствора KMnO4. Образуется бурый MnO2 из-за протекания окислительно-восстановительной реакции. Во всех пробах результат оказался положительным, но размеры пятен сильно варьировали.
Опыт 2. Обнаружение углеводов. К профильтрованному раствору шоколада добавляют свежеполученный гидроксид меди (II) при избытке щёлочи, осадок растворяется и образуется сине-фиолетовый раствор, свидетельствующий о присутствии многоатомных спиртов и углеводов (глюкозы и сахарозы), при нагревании не образуется характерного для альдегидов пожелтения. Все пробы, кроме горького шоколада «Eco-botanica», дали положительный результат. При этом в молочном шоколаде, как и указано в литературе, сахарозы больше.
Опыт 3. Обнаружение и выделение масла. Берут часовое стекло (или фарфоровую чашку) и помещают на него смесь черного шоколада и оксида магния в соотношении 2,5:1 (по массе). Накрывают его стеклянной пластинкой и ставят на электроплитку (используют асбестовую сетку). Нагревают, не допуская обугливания. По краям стеклянной пластинки конденсируется желто-коричневое масло. Масло снимают ватой со стекла и вату переносят в новую пробирку, куда приливают 2 мл хлороформа или спирта. Получается желтый раствор. Его аккуратно, чтобы не попала вата, переливают в новую пробирку и добавляют 2–3 капли 0,5 н. раствора KMnO4. Происходит восстановление KMnO4 содержащимися в масле непредельными жирами до бурого MnO2 , выпадающего в осадок. Из всех исследованных образцов удалось выделить масло какао, но количество его различно. Лидирует по этому показателям горький шоколад и молочный шоколад «Rio D,Oro».
Опыт 4. Ксантопротеиновая реакция. В пробирку насыпают шоколад (примерно 1 см по высоте) и приливают 2–3 мл дистиллированной воды. Содержимое пробирки несколько раз встряхивают и фильтруют. К 1 мл фильтрата приливают, соблюдая осторожность, 0,5 мл концентрированной HNO3. Полученную смесь нагревают. Наблюдают желтое окрашивание, переходящее в оранжево-желтое при добавлении 25 %-ного раствора аммиака. Реакцию дают остатки ароматических аминокислот, входящие в состав белков шоколада. Положительный результат мы получили только в половине проб, лидерами по этому показателю оказались: «СладКо» ,«СладКо» «Alpen Gold»
Опыт 5. Моделирование сахарного поседения. Несколько кубиков шоколада опрыскивают водой, заворачивают в фольгу и помещают на 1–2 недели в холодильник (не в морозильное отделение). На поверхности шоколада появится налет. Это выступили кристаллики сахарозы. Смывают налет 3–5 мл дистиллированной воды, добавляют к смыву 1 мл раствора щелочи и 1–2 капли раствора CuSO4. Появляется характерное ярко-синее окрашивание. Все пробы шоколада, кроме горького шоколада«Eco-botanica», дали положительный результат. На молочном шоколаде «Alpen Gold» мы обнаружили следы плесени.
Опыт 6. Проверка на фальсификацию по наличию крахмала
К отвару шоколада прибавляют несколько капель йода. Если шоколад размешан мучнистыми или крахмалистыми веществами, то отвар ок-расится в синеватый цвет; отвар чистого нефальсифицированного шоколада под влиянием того же реактива окрашивается слегка зеле-новатым цветом. Все пробы шоколада дали с раствором йода отрицательный результат, значит, крахмала в шоколаде нет.
Анализируя проведённую среди школьников 7 – 11 класса анкету, мы узнали, что 87% респондентов любят шоколад и 10% скорее его любят, чем нет и только 3% равнодушны к этому удивительному лакомству. Явное предпочтение детьми отдаётся молочному шоколаду, который выбирают 53% опрошенных. При этом для них не важно, кем произведён этот продукт (60%). Свой выбор подростки основывают на цене и вкусовых качествах и консистенции продукта.
Однозначно сделать выбор в пользу какой-то отдельной марки шоколада не возможно, но, несомненно, в числе лидеров молочный шоко-лад«Chocolate» «Яшкино», «Rio D,Oro», «Felicita», Горький шоколад «Бабаевский» и «Eco-botanica».
Заключение и выводы:
В ходе работы по информационным источникам и этикеткам мы изучили химический состав и пищевую ценность шоколада, его класси-фикацию, требования к качеству и рецептурные особенности исследуемых образцов.
Провели органолептическую и физико-химическую оценку качества .
Проанализировали полученные результаты исследования и пришли к выводу, что однозначно сделать выбор в пользу какой-то отдельной марки шоколада невозможно, но, несомненно, в числе лидеров молочный шоколад«Chocolate» «Яшкино», «Rio D,Oro», «Felicita», горький шоколад «Бабаевский» и «Eco-botanica».
Список использованной литературы:
1.Детская энциклопедия. Познавательный журнал для мальчиков и девочек. – М., ЗАО «Аргументы и факты», 2000. - №12. с.32, 33.
2.Детская энциклопедия. Познавательный журнал для мальчиков и девочек. – М., ЗАО «Аргументы и факты», 2002. - №5. – с. 22, 24, 58.
3.Культура питания. Энциклопедический справочник. Издательство «Белорусская Советская Энциклопедия» имени Петруся Бровки. – 1993. – с. 412.
4.Яковшин Л.А. Химические опыты с шоколадом // Научно-методический журнал «Химия в школе». – 2006. - № 8. – с. 73-75.
Ресурсы Интернет.
1.Свойства шоколада. http://www.missfit.ru/likbez/chocolate-polza/
2.Химические опыты с шоколадом. http://www.kontren.narod.ru/lttrs/shok2.htm
3.Опыты с пищевыми продуктами. http://www.sevchem.narod.ru/opyt.files/pischa.htm