Меры безопасности предмета с бытовой техникой обж. Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях

2.6. Основы безопасности жизнедеятельности в быту

Безопасность в автобусе. Система автобусного сообщения — самая развитая транспортная связь в нашей стране. Ни в одном населенном пункте не обходятся без этого вида транспорта. Автобусами постоянно пользуются как внутри населенных пунктов, так и между ними.
Неопытность водителей, некачественное состояние дорог, сознательное нарушение правил дорожного движения становятся причинами непредвиденных аварийных ситуаций, в которых гибнут или получают увечья люди.
Правила безопасности при пользовании автобусным транспортом:
- избегайте пустынных остановок в темное время суток;
- не стойте в первом ряду толпы, когда подъезжает машина, электропоезд и др., — вас могут столкнуть под колеса;
- не засыпайте в транспорте — можно проспать остановку или травмироваться при резком торможении;
- не ездите на ступеньках и подножках;
- избегайте пустого транспорта, а если не удалось — сядьте ближе к водителю, но не у окна, а ближе к проходу;
- не вступайте в контакт с подозрительными или агрессивными пассажирами, не встречайтесь с ними взглядом.
Последовательность действий в экстремальной ситуации:
1. Постарайтесь соблюдать спокойствие и рассудительность, ни в коем случае не поддавайтесь панике, по мере возможности препятствуйте ее началу.
2. Пользуясь основным или запасным выходами покиньте автобус и помогите эвакуироваться пострадавшим пассажирам. Запасной выход открывается следующим образом: надо выдернуть шнур из резинового уплотнителя окна и выдавить стекло. При невозможности открыть боковые выходы, эвакуируйтесь через верхние вентиляционные люки.
3. Используя медицинскую аптечку и подручные средства, окажите первую медицинскую помощь пострадавшим.
4. Через проходящие по дороге машины оповестите о случившемся милицию и “скорую помощь”.
При опрокидывании автобуса или его резком торможении постарайтесь крепко уцепиться за поручни и зафиксировать туловище в жестком положении, чтобы вас не бросало по салону.
В случае затопления автобуса, например при его падении в реку, необходимо открыть верхние люки и покинуть салон, пока автобус еще находится на плаву. Если салон уже заполнен водой, откройте все выходы и выберитесь на поверхность воды.
При возникновении пожара в салоне автобуса:
- не поддавайтесь панике;
- поставьте в известность водителя;
- защитите органы дыхания платком, шарфом, полой куртки и т. д.;
- откройте двери кнопкой аварийного открывания дверей или разбейте боковые окна ногами, держась при этом за поручни;
- при возможности гасите огонь имеющимся в салоне огнетушителем;
- выбравшись из горящего салона, помогите эвакуироваться другим.
Безопасность в метрополитене. Важное место в системе городского транспорта занимает метро. Расположение станций с необходимым оборудованием, движение под землей поездов создают ряд трудностей для работников метрополитена и пассажиров.
Кроме мер пожарной безопасности, мер по недопущению поражения электрическим током, в метро необходимо предусматривать мероприятия по эвакуации пассажиров на случай затопления подземных станций и тоннелей.
Правила безопасности граждан при пользовании метрополитеном:
- на эскалаторе стойте с правой стороны (лицом по направлению движения), а проходите — с левой;
- при движении на эскалаторе держитесь за поручень и не прикасайтесь к неподвижным частям эскалатора;
- придерживайте вещи, которые вы поставили на ступеньки эскалатора;
- при сходе с эскалатора не задерживайтесь приподнимайте длинные полы одежды, ребенка держите за руку или на руках;
- если эскалатор начал разгоняться, а тормоза не сработали, единственно верное решение — перескочить через балюстраду на соседнюю лестницу;
- на платформе в ожидании поезда размещайтесь равномерно по длине поезда;
- если на ваших глазах кто-то упал между вагонами стоящего поезда, немедленно подайте знак машинисту круговыми движениями руки, затем вызовите любого работника метрополитена;
- если вы оказались на пути, не пытайтесь самостоятельно подняться на платформу: именно под ней расположен 825-вольтный контактный рельс;
- если вы оказались на пути, а поезд еще не въезжает на станцию, бегите к “голове” платформы — к часам;
- если поезд уже показался, ложитесь между рельсами;
- заметив на платформе или в вагоне оставленный чемодан, коробку, сумку, сообщите об этом работнику метрополитена, а сами отойдите от найденного предмета как можно дальше — не исключена возможность того, что в нем бомба;
- оставив свои вещи в вагоне, сообщите дежурному маршрутный номер уходящего поезда (он написан на лобовом стекле последнего вагона) и номер вагона, в котором вы ехали;
- если вагон долго стоит в тоннеле и пассажиры начинают задыхаться, падать в обморок, откройте или разбейте окна (например, огнетушителем).
В метро категорически запрещается:
- заходить за ограничительную линию у края платформы и подходить к вагону до полной остановки поезда;
- сидеть на ступеньках эскалатора, облокачиваться и класть вещи на поручни, бежать по эскалатору и платформе;
- спускаться на пути и ходить по путям;
- открывать двери вагона во время движения, задерживать закрытие и открытие дверей вагонов на остановках;
- входить на станцию и проезжать в поездах в нетрезвом состоянии;
- курить на станциях и в вагонах;
- провозить пожароопасные, взрывчатые, отравляющие, ядовитые вещества и предметы, бытовые и газовые баллоны;
- без крайней нужды ходить по неработающему эскалатору — он может начать двигаться.
Безопасность в городе. При неблагоприятном стечении обстоятельств современный город становится небезопасным для человека. Угрозу здоровью и жизни граждан могут представлять общественный транспорт, посещения кинотеатров, развлечения в позднее время. Большое скопление народа, притупляя внимание человека, также облегчает злоумышленникам исполнение преступных намерений.
В городе при большом скоплении людей и довольно тесной застройке природные ненастья и стихийные бедствия много опаснее, чем в сельской местности. При нарушении своевременности медицинской помощи, бесперебойного снабжения водой, электричеством и газом, надежной работы транспорта горожанин испытывает чувство дискомфорта и часто становится беспомощным.
Для того чтобы избежать экстремальных ситуаций в городе, придерживайтесь следующих правил:
- избегайте плохо освещенных и малолюдных мест;
- держите деньги или драгоценности во внутреннем кармане, не показывайте их посторонним;
- не открывайте свой кошелек на глазах у незнакомых людей;
- при необходимости ночных передвижений по городу пользуйтесь такси, не соглашайтесь на то, чтобы вас подвозили незнакомые люди;
- при поиске необходимого адреса обращайтесь к разным людям, так как единственный ответ может быть неправильным;
- избегайте большого скопления людей;
- не приближайтесь из любопытства к месту, где происходит какое-либо собрание или что-то случилось;
- будьте внимательны на дороге, вне зависимости от того, пешеход вы или водитель.
Безопасность в местах массового скопления людей. Помните, что если митинг запрещен, то он превращается в экстремальную ситуацию еще до начала. На митинге соблюдайте
следующие правила безопасности:
- оставьте детей дома;
- не берите с собой колющие и режущие предметы, а также сумку;
- не надевайте галстук, шарф;
- без крайней необходимости не берите плакаты на шестах и палках;
- снимите различные знаки и символику со своей одежды;
- если вы не корреспондент, не берите с собой фотоаппарат и камеру;
- возьмите с собой удостоверение личности;
- держитесь подальше от милиции;
- не приближайтесь к агрессивно настроенным группам;
- не старайтесь попасть ближе к трибуне или микрофону;
- если возник конфликт с милицией, не теряйте самообладания, не делайте резких движений, не кричите, не бегите;
- если вас задержали, не пытайтесь на месте спорить и доказывать, что вы здесь случайно;
- если при разгоне демонстрации применяется слезоточивый газ, защитите рот и нос платком, смоченным в любой жидкости, часто моргайте глазами;
- никогда не двигайтесь против толпы, избегайте ее центра, а также края, опасного соседством с витринами, решетками и т. д.;
- уклоняйтесь от всего неподвижного в пути, иначе вас могут просто раздавить;
- не цепляйтесь ни за что руками — их могут сломать;
- не пытайтесь поднять упавшие вещи;
- если вы упали, быстро подтяните к себе ноги, защитите голову, сгруппируйтесь и рывком попытайтесь встать;
- из плотной, но неподвижной толпы выбирайтесь, притворившись больным, пьяным,
сумасшедшим или сделав вид, что вас тошнит.
Безопасное обращение с бытовыми электроприборами. Электрическая энергия — верный помощник человека в производстве и в быту. В домашнем хозяйстве используется большое количество электрических аппаратов, машин и приборов — телевизоры, стиральные машины, электроинструменты, плиты, утюги и пр., питающихся от сети 220 В, которую часто называют низковольтной и ошибочно считают безопасной. Неумелое или пренебрежительное обращение с бытовой электротехникой представляет серьезную угрозу здоровью и жизни людей.
Электрический ток поражает внезапно — в тот момент, когда человек оказывается включенным в цепь прохождения тока. Смертельно опасная ситуация возникает, если человек одновременно касается неизолированного провода (проводки с нарушенной изоляцией, металлического корпуса электроприбора с неисправной изоляцией или металлического предмета, находящегося под напряжением) и земли, заземленных предметов, труб и т. п.
Следует отметить, что воздействие электрического тока на человека зависит в первую очередь от силы тока и времени его прохождения через тело человека; удар током может вызвать неприятные ощущения, ожоги, обморок, судороги, прекращение дыхания и даже смерть.
Для того чтобы избежать трагедии при обращении с бытовыми электроприборами, соблюдайте основные меры безопасности:
- когда вы моете холодильник, другие бытовые электроприборы, меняете лампочку
или предохранитель, отключите общий выключатель электричества в квартире;
- розетки располагайте как можно дальше от воды (раковины, ванной комнаты);
- не держите во время купания в ванной комнате включенные бытовые электроприборы, так как они могут упасть в воду и вызвать тяжелые последствия;
- никогда не пользуйтесь феном или электробритвой, если они мокрые или имеют оголенные токопроводящие концы и детали;
- не вынимайте вилку из розетки за шнур, он может оборваться, оголив проводники, находящиеся под напряжением;
- не ремонтируйте вилки электроприборов с помощью изоленты, меняйте их сразу, если они сломались;
- не беритесь за утюг мокрыми руками и не гладьте, стоя на полу босиком;
- не оставляйте включенный утюг без присмотра и не накручивайте шнур вокруг горячего утюга — вы можете повредить изоляцию провода;
- прежде чем налить воду в емкость отпаривателя утюга, вытащите вилку из розетки;
- закончив пользоваться удлинителем, сначала выдерните вилку из розетки, а затем сворачивайте его;
- обнаруженные оголенные места и обрывы электропроводов надо немедленно ремонтировать, не делайте временных соединений проводов, предоставьте выполнение всех работ квалифицированным специалистам;
- следите за тем, чтобы не перекручивались и не завязывались в узел провода, не защемляйте их дверями (оконными форточками), не закладывайте провода за газовые (водопроводные) трубы, батареи отопления.
Первая помощь человеку, пораженному электротоком. Человека, попавшего под напряжение, следует немедленно освободить от тока. Для этого разомкните цепь. Сделать это можно с помощью выключателя, рубильника, штепсельного разъема, путем вывертывания пробок, отключения пакетных или автоматических выключателей в щитке. Если это невозможно — перережьте (перерубите) каждый провод в отдельности ножницами или другими режущими инструментами с рукоятками из изолирующего материала.
При невозможности быстрого разрыва цепи электрического тока оттяните пострадавшего от провода за одежду одной рукой, обернутой сухой материей, или отбросьте оборвавшийся кусок провода от пострадавшего сухой палкой. Затем вызовите “скорую помощь”.
Опьянение — состояние человека, вызванное употреблением спиртных напитков, которое опасно такими серьезными последствиями, как травма, ДТП, утопление, обморожение, ограбление, заражение вензаболеваниями и т. д. Помните, что, употребляя алкоголь, вы лишаетесь важнейшего средства самозащиты — способности контролировать и реально оценивать происходящее.
Для того чтобы избежать опасностей, связанных с опьянением, неукоснительно соблюдайте следующие правила:
- не пейте со случайными знакомыми;
- избегайте употреблять алкоголь во время деловых встреч в кафе, ресторанах и т. д.;
- воздержитесь от чрезмерного употребления спиртного, если вам необходимо возвращаться домой поздно вечером;
- не садитесь за руль автомобиля в нетрезвом состоянии и удерживайте от этого знакомых;
- помните, что плавание в состоянии опьянения может привести к трагедии;
- не употребляйте алкоголь вместе с лекарственными препаратами. Их комбинации могут нанести серьезный ущерб вашему здоровью, а эффективность лекарственного лечения снижается алкоголем или сводится на нет.
Пьянство настолько серьезный порок, что самый надежный способ избежать связанных с ним неприятностей — не пить спиртных напитков вообще. Однако при неизбежности употребления алкоголя следуйте таким рекомендациям:
- плотно поешьте перед вечеринкой жирной или масляной пищи;
- употребляйте крепкие напитки только после слабоалкогольных и никогда не смешивайте их;
- закусывайте после каждой рюмки, ешьте больше картофеля и хлеба;
- откажитесь от газированных напитков, так как углекислый газ ускоряет всасывание алкоголя в кровь;
- пейте больше соков, воды, чая;
- курите как можно реже — курение усиливает действие спиртного;
- крепкие напитки иногда начинают действовать через час, поэтому не доверяйте ложному ощущению трезвости.
Для того чтобы вывести пьяного человека из состояния алкогольного опьянения, добавьте в стакан с холодной водой 5-6 капель нашатырного спирта и дайте ему выпить (принудительно влейте раствор в рот). Быстро и сильно разотрите руками уши пьяного, прилив крови к голове приведет его в полное сознание. В случае глубокого опьянения вызовите рвоту; желудок очистится и сознание прояснится.
Радикальный способ отрезвления — промывание желудка слабым раствором питьевой соды. Предварительно дайте пьяному человеку выпить 2-3 ст. л. активированного угля в виде водной кашицы. После промывания желудка ему следует принять слабительное — до 30 г сульфата магния.
Безопасность на воде. Как показывает статистика, в кораблекрушениях гибнет людей меньше, чем во время купания. Умение плавать — еще не гарантия безопасности на воде. Открытый водоем всегда представляет риск. Можно оказаться в воде, не умея плавать; можно заплыть далеко от берега и устать. Во время плавания вас может подхватить сильное течение или вы можете запутаться в водорослях. Зимой замерзший водоем также таит в себе опасность — можно провалиться под лед. Соблюдая меры безопасности, вы сможете избежать этих непредвиденных ситуаций.
Несколько простых мер предосторожности помогут предотвратить подавляющее число утоплений.
- учитесь плавать с детства;
- если плаваете плохо, не доверяйте надувным матрасам и кругам;
- помните, что паника — основная причина трагедий на воде, поэтому не поддавайтесь ей никогда; достаточно лечь на спину и сделать один вдох, слегка шевеля ногами и руками, чтобы убедиться, что спокойный человек действительно не тонет;
- обращайте внимание на первые признаки усталости во время своего пребывания в воде;
- не купайтесь и тем более не ныряйте в незнакомых местах, не заплывайте за буйки;
- не выплывайте на судовой путь и не приближайтесь к судам;
- не купайтесь, не катайтесь на лодке в нетрезвом виде и в шторм.
Для того чтобы обезопасить себя перед тем, как купаться, задайте себе следующие вопросы:
- Какова глубина?
- Есть ли под водой опасные предметы?
- Какова температура воды?
- Есть ли течения, приливы и отливы?
- Водятся ли опасные рыбы, животные?
Особенно важно получить ответы на эти вопросы, если место предстоящего купания совсем незнакомо и не патрулируется спасателями.
Кроме того, проверьте наличие спасательных средств и выясните, легко ли будет воспользоваться ими в случае необходимости. Лодка, спасательный круг, веревка или длинный шест могут спасти жизнь тонущего и избавить неподготовленного человека от опасных для него попыток оказать помощь в воде.
Не старайтесь проплыть как можно дольше под водой. Люди, увлекающиеся плаванием под водой, иногда перед тем, как нырнуть, делают несколько глубоких вдохов. При этом кровь насыщается кислородом, что позволяет человеку дольше задерживать дыхание. Но иногда данный прием приводит к обратному эффекту: человек внезапно теряет сознание и оказывается в критической ситуации.
Домовладельцы, имеющие бассейны, обязаны соблюдать меры безопасности, даже если у них нет собственных детей.
Любой бассейн должен иметь со всех четырех сторон ограждение высотой не менее 1,5 м. Двери или окна, которые выходят из дома прямо в бассейн, необходимо держать запертыми, когда поблизости находятся дети. Это особенно важно, если дети оставлены под присмотром няни или старых дедушки и бабушки.
Владельцам бассейнов, у которых есть маленькие дети, следует подумать об установке сигнального устройства, срабатывающего, когда кто-нибудь прыгает (или падает) в воду. Взрослым нужно выработать правила пользования бассейном и строго соблюдать их, что в первую очередь касается надзора за купающимися и играющими в бассейне детьми.
Не стоит полагаться на детские надувные приспособления для плавания: они создают у взрослых, присматривающих за детьми, и у самих детей ложное ощущение безопасности. Маленькие дети иногда вываливаются из них или оказываются перевернутыми вниз головой.
Воды глубиной в несколько сантиметров достаточно, чтобы произошла трагедия. Среди ежегодно тонущих в ваннах в России — около 200 человек — немало детей в возрасте до 2 лет.
Действия в экстремальной ситуации на воде. Если вы не умеете плавать и оказались в воде, лягте на воду лицом вверх, широко раскиньте руки и дышите как можно глубже и реже. Находясь в вертикальном положении, двигайте ногами так, как будто крутите педали.
Если вы устали, то отдыхайте на воде, лежа на спине. Для этого расправьте руки и ноги, лягте головой на воду и расслабьтесь.
Другой способ — поплавок: вдохните, погрузите лицо в воду, обнимите колени руками и прижмите их к телу, медленно выдохните в воду, затем — опять быстрый вдох над водой и снова “поплавок”.
Если вы замерзли, согревайтесь, по очереди напрягая руки и ноги. Отдохнув, снова плывите к берегу.
Если вас подхватило течение реки, двигайтесь по диагонали к ближайшему берегу. Для преодоления морского прибоя отдыхайте при движении волны от берега и активно плывите при ее движении к берегу.
Если у вас свело ногу, погрузитесь с головой в воду и, распрямив ногу, с силой рукой потяните на себя ступню за большой палец.
Помощь утопающему. Прежде всего, спасатель сам должен уметь хорошо плавать. Используйте для спасения лодку, веревку, спасательный круг или подручные средства. Успокойте и ободрите пловца, убедите или заставьте его держаться за плечи спасателя.
Если он не контролирует свои действия, то, подплыв к утопающему, поднырните под него и, взяв сзади одним из приемов захвата (классическим — за волосы; или обхватив его грудную клетку своей ведущей рукой так, чтобы руки утопающего оказались сверху вашей руки, а голова — над поверхностью воды), транспортируйте его к берегу.
Если утопающему удалось схватить вас за руку, шею или ноги, немедленно ныряйте — инстинкт самосохранения заставит потерпевшего вас отпустить. Если утопающий находится без сознания, транспортируйте его к берегу, взяв рукой под подбородок, чтобы его лицо постоянно находилось над поверхностью воды.
Если человек уже погрузился в воду, не оставляйте попыток найти его на глубине, а затем вернуть к жизни.
Доставив пострадавшего на берег, освободите его легкие от ила и воды: положите его на свое согнутое колено: ваше колено должно при этом упираться в солнечное сплетение пострадавшего. Таким образом вы вызовете рвоту. Затем положите пострадавшего на спину, освободите его ротовую и носовую полости от рвотных масс и — при необходимости — приступайте к реанимационным мероприятиям (см. разд. 6.14).
После проведенных мероприятий тепло укутайте пострадавшего и доставьте его в медицинское учреждение.
Действия при провешивании под лед. Если вы вынуждены переходить реку или озеро, покрытые льдом, помните следующее:
- лед может быть непрочным около стока вод, например, с фермы или фабрики;
- лед всегда тоньше под слоем снега, в тех местах, где быстрое течение, бьют ключи или в реку впадает ручей;
- около берега лед может неплотно соединяться с берегом;
- ни в коем случае не проверяйте прочность льда ударом ноги.
Если под вами провалился лед, удерживайтесь от погружения с головой, широко раскинув руки. Выбирайтесь на лед, наползая грудью и поочередно вытаскивая на поверхность ноги. Выбравшись, откатитесь, а затем ползите в сторону.
Оказывая помощь провалившемуся человеку, приближайтесь к полынье ползком, широко раскинув руки. Подложите под себя лыжи, доску, фанеру. За 3-4 м до полыньи бросьте пострадавшему спасательное средство — лестницу, веревку, спасательный шест, связанные ремни или шарфы, доски и т. д. Вытащив пострадавшего, выбирайтесь из опасной зоны ползком.

  • Болеутоляющие
  • Жаропонижающие
  • Успокоительные
  • Противоаллергические средства

Учитель

Учитель : Народная мудрость учит нас не только уму-разуму, но и соблюдению безопасности. У каждой группы на столе лежит лист с пословицей.

Осторожность - не трусость.

Поспешность приводит к раскаянию, а осторожность - к благополучию.

Чистота - залог здоровья.

Учитель

IV Закрепление выученного

Дополнительные задания:

Задача Перед уходом в школу вы решили выпить чаю. Пытаясь достать с полки печенье, вы случайно разлили уксус.

  1. Дать высохнуть луже уксуса.

Задача Вы пришли домой, поставили полный чайник на газовую плиту и пошли смотреть телевизор. Дверь в кухню плотно закрыта. Забыв о чайнике, вы почувствовали запах газа. На улице сумерки.

Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность:

  1. Плотно закрыть дверь в кухню.
  2. Выключить телевизор.
  3. Открыть окно.

Разгадывание кроссворда

Бытовой травматизм

Вопросы

По горизонтали


4. Смещение костей в суставе.
5. Повреждение головного мозга, вызванное сильными и резкими колебаниями, толчками.
7. Рана от чего-либо режущего.

По вертикали


3. Нарушение целости, повреждение кости.
6. Повреждение ткани тела огнем, чем-то горячим, едким, жгучим.

По горизонтали

По вертикали

V Подведение итога

Рефлексия

Учитель:

Просмотр содержимого документа
«Урок по ОБЖ»

Разработка урока по основам безопасности жизнедеятельности

Класс: 6

Тема: «Безопасность в быту»

Тип урока: обобщение и систематизация выученного

Цели: Обучающая : обобщить знания учащихся об опасных ситуациях, с которыми они могут встретиться в повседневной жизни, создать условия для профилактики опасных ситуация в быту. Сформировать убеждение в необходимости быть готовыми к безопасному поведению в различных жизненных ситуациях для снижения фактора риска для жизни и здоровья.

Развивающая: развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать коллективно, вести продуктивную беседу, практически применять теоретические знания.

Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, аккуратность в быту, учить анализировать свое поведение через поступки.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, аудиозапись песни «Прекрасное далёко» (минус), карточки с ситуационными задачами, листы тест-контроля, задания к кроссворду.

Структура урока

I Организационный этап

    Приветствие учителя

    Приветствие учащихся:

Мы Вам, гости, очень рады.

Верить в нас сейчас Вам надо.

А мы Вас не подведем -

Дружно к знаниям придём.

II Мотивация к учебной деятельности

Учитель : Сегодня на уроке мы подведем итог по выученной ранее теме: «Опасности в быту». Какие перед собой мы поставим задачи?

(Примерные ответы учащихся):

    Повторим знания об опасностях, которые нас окружают.

    Научимся избегать бытовые опасные ситуации.

    Узнаем что-то новое и интересное.

    Будем проявлять себя (развивать творческие способности).

Учитель: Правильно, молодцы. И еще добавлю, что сегодня мы будем воспитывать бережное отношение к своему здоровью, аккуратность в быту, умение анализировать свои поступки. Работать сегодня будем в группах, а значит весело и дружно. Но для того, чтобы нам справиться со всеми заданиями, нам необходимо побороть страхи, которые у вас возникают.

Метод предвидения

Учитель: Практически на каждом уроке мы стараемся побороть свои страхи. Они изображены у нас в виде крокодилов. Посовещайтесь со своей командой и запишите, чего вы боитесь в данный момент больше всего .

(Примерные ответы учащихся):

Не справлюсь с заданиями

Не смогу ответить

Боюсь получить плохую оценку и т.д.

Учитель: Ну и, конечно, представьте, пожалуйста, свои ожидания от урока

(Примерные ответы учащихся):

У нас все получится

Получим отличные оценки

Учитель: В конце урока мы проанализируем: удалось ли нам преодолеть наши страхи и достичь ожидаемых результатов.

III Основная часть урока

Учитель: Первое задание, с которым нам необходимо справиться:

«Вопрос – ответ»

    Если газовая служба вовремя не приедет на место вызова, то случится ……(взрыв)

    Врач, если не справляется, то у человека прогрессирует …….(болезнь)

    Если пожарный не прибудет на место возгорания, развивается……….(пожар)

    Если капитан корабля подаст неверную команду, может произойти ……..(авария)

    Если водитель не соблюдает ПДД, возникает……….(авария)

    Каким прилагательным можно назвать все эти ситуации? (опасные)

    Кто объяснит, что называется опасной ситуацией (неблагоприятная обстановка, что несёт в себе угрозу для жизни и здоровья человека, а также среды его обитания)

    Вспомните формулу БЖД: (предвидеть – избегать – действовать)

Составление синквейна

Учитель: Ребята, давайте попробуем составить синквейн по слову «ситуации»

Ситуации.

Опасные.Чрезвычайные.

Предвидеть.Избегать.Действовать.

Несущие угрозу жизни и здоровью.

Обстоятельства.

Учитель : С помощью приобретенных знаний мы постараемся использовать формулу БЖД и в повседневной жизни. Говорят: мой дом – моя крепость. Почему, ребята?

Значит, наше пребывание в доме должно быть безопасным. А где в квартире таятся опасности?

опасности в быту

Проверка домашнего задания

Учитель: Вашим д/з было найти и подготовить небольшие памятки по безопасности в быту. Каждая группа выбирала себе тему:

1 группа «Безопасное использование электроприборов»

2 группа «Осторожно: газ»

3 группа «Вода в доме»

4 группа «Опасные предметы»

(Учащиеся представляют свои памятки по группам)

1 группа «Безопасное использование электроприборов» (с рисунками)

    Не прикасайся к электроприборам мокрыми руками!

    Не касайся руками оголенных проводов!

    Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра!

    Не используй неисправные розетки и электроприборы!

    Чтобы с тобой не случалась беда,

Правила эти выполняй ты всегда.

Знай, шестиклассник, запомни дружок:

Не любит шутить электрический ток!

2 группа «Осторожно: газ»

    Просим. Очень просим вас:

Не включайте, дети, газ!

Не включайте сами –

Это дело мамы.

    Ведь прекрасно каждый знает:

Шуток газ не понимает.

    Газ невидим – это верно.

Но сочиться хоть чуток,

Слышен запах характерный –

Тухлого яйца душок.

    Не суши белье над газом

Все сгорит единым разом!

    Неисправность обнаружил

В газовой печи в квартире

Или там, в сети снаружи, -

Звони в службу «104»

3 группа «Вода в доме»

    Уходя из дома рано

Все закрой в квартире краны.

    Долго не было воды –

Закрой кран, чтоб не было беды.

    Мойку ты не засоряй –

Мой посуду, убирай.

    В мойке тряпку не храни –

Постирай, прополосни и отожми.

    Запомните: небрежное отношение к водокоммуникациям может привести к большим неприятностям

4 группа «Опасные предметы» (ребята обыгрывают ситуацию)

Лежат на полке ножницы,

Отвертка и игла.

Еще паяльник там лежит

И черная смола.

Там нож, складной фонарик

И старые очки.

А также рыболовные

Грузила и крючки.

Взобрался я бесстрашно

На старый табурет –

И вот они – сокровища,

Теперь преграды нет.

Какой красивый ножичек,

Блестящий и складной.

Себе его возьму я

Теперь он будет мой!

С крючками на рыбалку

Буду я ходить.

Еще возьму фонарик,

Чтоб в темноте светить.

Очки мне пригодятся –

Я буду в них гулять.

И ножницы для творчества

Фигурки вырезать.

Сложил свои сокровища

В укромном уголке.

Ой, ножиком порезался

И ранка на руке.

Иголка потерялась,

Паяльник задымил,

Я очень испугался –

Водой его залил.

Лежат мои сокровища –

С тоской на них гляжу.

Пойду-ка я, на полку их

Обратно положу.

Теперь я точно знаю,

Не стоит делать это –

Брать колющее, режущее,

Острые предметы.

Внимательными будьте,

Запомните, друзья:

Все – Опасные предметы

Ребятам брать нельзя!

Учитель : Спасибо, молодцы, хорошо подготовились.

Работа с мультимедийным проектором

Учитель : У нас остались еще опасности, которые «затаились» в быту. Это лекарства и предметы бытовой химии. Сейчас поговорим о лекарствах.

(Презентация)

Учитель :

Что такое домашняя аптечка? (коробок, который содержит в себе медпрепараты для экстренной домашней помощи)

Где этот коробок должен находиться? (на расстоянии от детей, спрятан!)

Какие основные санитарные средства должны входить в домашнюю аптечку?

    Марлевые повязки

    Лейкопластырь

    Резиновый жгут

  • Термометр

    Градусник

    Перекись водорода

    Йод, зеленка

    Нашатырный спирт

Препараты

    Болеутоляющие

    Жаропонижающие

    Успокоительные

    Противоаллергические средства

Учитель : А дети сами решают, какие лекарства принимать?! (нет, только родители)

Работа в тетрадях

Учитель : Продолжаем нашу работу: открыли тетради и записали «Бытовая химия».

Какую химию мы используем в быту? (порошок, мыло, шампунь, косметика, чистящее, белизну и т.д.)

Как вы думаете, эти средства несут в себе опасность? Почему?

Сейчас мы условно разделим бытовую химию по опасности на 4 группы.

Поход в магазин бытовой химии

(Учащимся демонстрируется продукция бытовой химии)

Магазин бытовой химии

Учитель : Из большого количества товара нужно разделить его на группы:

    группа «Относительно безопасные».

Какие? (Мыло, шампунь, порошок, косметика, зубная паста).

Почему они считаются относительно безопасными? (если их использовать по прямому назначению, то это безопасно)

Запишите в тетрадь, что относится к группе «Относительно безопасные»

(дети записывают, учитель выставляет)

группа «Опасные для глаз и кожи»

(Отбеливатель, белизна, средство для унитаза, чистящее, «Милам-гель»)

Почему эти средства являются опасными для глаз и кожи? (при попадании на кожу или в глаза может возникнуть ожог)

Что нужно надеть, чтобы применять эти средства? (резиновые перчатки)

(дети записывают)

группа «Огнеопасные»

Лак, антистатик, ацетон, освежитель.

Почему они считаются огнеопасными?

4. группа «Ядовитые средства для уничтожения насекомых» (дихлофос, шарики «Крысиная смерть» и т.д.)

А эти средства можно использовать детям самостоятельно?

Учитель : Молодцы! Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

Учащиеся под ритмичную музыку выполняют движения

Литературная страничка

На мультимедийной доске появляются пословицы по безопасности жизнедеятельности

    Осторожность не трусость.

    Не бойся, но опасайся.

    Не зная броду, не суйся в воду.

    Погляди, прежде чем прыгнуть.

    Нога споткнется, а голове достается.

    Гляди под ноги: ничего не найдешь, так хоть не упадешь.

    Не дразни собаку, так не укусит.

    Осторожность – мать безопасности.

Учитель : Народная мудрость учит нас не только уму-разуму, но и соблюдению безопасности. У каждой группы на столе лежит лист с пословицей. Обсудите вместе и раскройте смысл этих пословиц.

1 группа

Осторожность – не трусость.

2 группа

Не зная броду, не суйся в воду.

3 группа

Поспешность приводит к раскаянию, а осторожность – к благополучию.

4 группа

Чистота – залог здоровья.

Учитель : Ребята, а давайте вспомним, в каких сказках нарушение основ безопасности жизнедеятельности привело к печальным последствиям?

(примерные ответы):

    «Колобок» – чрезмерное доверие к незнакомцам;

    «Волк и семеро козлят» – не открывай дверь чужому;

    «Лиса и кувшин» – прежде чем что-то сделать, подумай;

    «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» – слушайся старших;

    «Гуси-лебеди» - не выполнила сестрица указания родителей, оставила братца без присмотра;

    «Буратино» - доверие к незнакомцам, желание быстрой наживы.

IV Закрепление выученного

Учитель : Перед вами тесты – подпишите лист, отвечает каждый:

Тест

    Запишите нора телефонов, по которым вы можете связаться с

МЧС полиция

Служба газа скорая помощь

    Сирена и прерывистые гудки предприятий означают сигнал оповещения

А) «внимание всем»

Б) «тревога»

В) «внимание: опасность!»

    Самый главный враг в любой опасной ситуации:

Б) неверие в свои силы

В) паника

    Какая последовательность подключения электроприбора верна?

А) сначала шнур к прибору, затем в розетку;

Б) сначала вилку в розетку, затем шнур к прибору;

В) последовательность не имеет значения

    Можно ли использовать электроприбор находясь в воде (например в ванной)?

В) только, если сухие руки.

    Можно ли вновь зажигать потухшую горелку на газовой плите?

А) да, сразу же;

Б) да, после проветривания;

В) нет, возможно, она сломана.

    Пары ртути опасны, потому что:

А) могут стать причиной пожара;

Б) могут стать причиной отравления;

В) могут вызвать ожог кожи.

    Можно ли оставлять открытым водопроводный кран, из которого не идет вода?

Б) да, если вы находитесь дома;

    Можно ли допускать детей к домашней аптечке?

Б) да, под контролем взрослых

    При использовании средств бытовой химии следует обеспечить:

А) хорошее настроение

Б) проветривание помещения

В) защиту органов дыхания с помощью ватно-марлевой повязки

11) Что делать при обнаружении утечки газа в первую очередь?

А) позвонить на «104»

Б) покинуть квартиру, закрыв двери

В) закрыть вентиль подачи газа и открыть форточку

12) Какой сигнал оповещения об опасности у нас в школе?

А) 3 звонка;

Б) крик посыльного;

В) беспрерывный звонок.

Игра «Найди правильную картинку»

Учитель демонстрирует картинку с опасностями в повседневной жизни, учащиеся у себя на столах выбирают и показывают картинку с безопасным поведением в быту

Дополнительные задания:

Решение ситуационных задач

Задача 1. Придя домой, вы почувствовали запах газа.

Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность:

    Позвонить родителям или в аварийную службу из дома.

    Пойти к соседям и позвонить родителям или в аварийную службу.

    Открыть окна и двери.

    Проверить конфорки (если открыты, закрыть) и перекрыть основной вентиль.

    Зажечь спичку, чтобы проверить, откуда идёт газ.

    Включить свет, чтобы было виднее.

Задача 2 . Перед уходом в школу вы решили выпить чаю. Пытаясь достать с полки печенье, вы случайно разлили уксус.

Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность:

    Взять мокрую тряпку и убрать пролившийся уксус.

    Не предпринимать никаких действий.

    Дать высохнуть луже уксуса.

    Сделать самодельную ватно-марлевую повязку, смочить её раствором соды и дышать через неё.

    Взять маленькую тряпку и собрать вылившийся уксус обратно.

    Открыть окно и проветрить помещение.

Задача 3 . Вы играли дома в больницу и случайно разбили градусник. Капельки ртути раскатились по полу.

Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность:

    Поиграть шариками ртути.

    Постараться их собрать веником.

    Выбросить собранную ртуть в помойное ведро.

    Ничего не сказать родителям, чтобы не ругали.

    Сообщить родителям о случившемся.

    Поместить собранную ртуть в банку с водой.

Задача 4 . Вы пришли домой, поставили полный чайник на газовую плиту и пошли смотреть телевизор. Дверь в кухню плотно закрыта. Забыв о чайнике, вы почувствовали запах газа. На улице сумерки.

Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность:

    Включить свет и посмотреть, в чём причина утечки газа.

    Плотно закрыть дверь в кухню.

    Выключить телевизор.

    Зайти на кухню и перекрыть газовый кран.

    Открыть окно.

    Позвонить соседям и попросить о помощи

    Позвонить родителям и сообщить о случившемся

Разгадывание кроссворда

Бытовой травматизм

Вопросы

По горизонтали

2. Неглубокая, длинная рана на теле, нанесенная чем-либо тонким и острым.
4. Смещение костей в суставе.
5. Повреждение головного мозга, вызванное сильными и резкими колебаниями, толчками.
7. Рана от чего-либо режущего.

По вертикали

1. Вредное воздействие на организм ядовитых веществ.
3. Нарушение целости, повреждение кости.
6. Повреждение ткани тела огнем, чем-то горячим, едким, жгучим.

По горизонтали : 2. Царапина. 4. Вывих. 5. Сотрясение. 7. Порез.

По вертикали : 1. Отравление. 3. Перелом. 6. Ожог.

V Подведение итога

Выставление оценок за работу на уроке.

Рефлексия

Учитель: Сегодня на уроке вы познакомились с опасностями, которые подстерегают нас в повседневной жизни. Как вы считаете, мы справились с поставленными задачами? Ничьи опасения не подтвердились? Значит, на доске можно оставить только бабочек, которые олицетворяют наши мечты и хорошие пожелания? (крокодилов убирают с доски)

Вы сегодня - молодцы! Каждому из вас я желаю избегать всех опасных ситуаций, пусть ярко светит над вами солнышко, пусть небо, будет только мирное, пусть всё, что вы задумаете, - обязательно исполнится, а ваше прекрасное далеко будет светлым, счастливым и безоблачным!

Учитель вместе с учащимися исполняет песню «Прекрасное далёко».

Страница 18 из 19

2.6. Основы безопасности жизнедеятельности в быту

Безопасность в автобусе. Система автобусного сообщения - самая развитая транспортная связь в нашей стране. Ни в одном населенном пункте не обходятся без этого вида транспорта. Автобусами постоянно пользуются как внутри населенных пунктов, так и между ними.
Неопытность водителей, некачественное состояние дорог, сознательное нарушение правил дорожного движения становятся причинами непредвиденных аварийных ситуаций, в которых гибнут или получают увечья люди.
Правила безопасности при пользовании автобусным транспортом:
- избегайте пустынных остановок в темное время суток;
- не стойте в первом ряду толпы, когда подъезжает машина, электропоезд и др., - вас могут столкнуть под колеса;
- не засыпайте в транспорте - можно проспать остановку или травмироваться при резком торможении;
- не ездите на ступеньках и подножках;
- избегайте пустого транспорта, а если не удалось - сядьте ближе к водителю, но не у окна, а ближе к проходу;
- не вступайте в контакт с подозрительными или агрессивными пассажирами, не встречайтесь с ними взглядом.
Последовательность действий в экстремальной ситуации:
1. Постарайтесь соблюдать спокойствие и рассудительность, ни в коем случае не поддавайтесь панике, по мере возможности препятствуйте ее началу.
2. Пользуясь основным или запасным выходами покиньте автобус и помогите эвакуироваться пострадавшим пассажирам. Запасной выход открывается следующим образом: надо выдернуть шнур из резинового уплотнителя окна и выдавить стекло. При невозможности открыть боковые выходы, эвакуируйтесь через верхние вентиляционные люки.
3. Используя медицинскую аптечку и подручные средства, окажите первую медицинскую помощь пострадавшим.
4. Через проходящие по дороге машины оповестите о случившемся милицию и “скорую помощь”.
При опрокидывании автобуса или его резком торможении постарайтесь крепко уцепиться за поручни и зафиксировать туловище в жестком положении, чтобы вас не бросало по салону.
В случае затопления автобуса, например при его падении в реку, необходимо открыть верхние люки и покинуть салон, пока автобус еще находится на плаву. Если салон уже заполнен водой, откройте все выходы и выберитесь на поверхность воды.
При возникновении пожара в салоне автобуса:
- не поддавайтесь панике;
- поставьте в известность водителя;
- защитите органы дыхания платком, шарфом, полой куртки и т. д.;
- откройте двери кнопкой аварийного открывания дверей или разбейте боковые окна ногами, держась при этом за поручни;
- при возможности гасите огонь имеющимся в салоне огнетушителем;
- выбравшись из горящего салона, помогите эвакуироваться другим.
Безопасность в метрополитене. Важное место в системе городского транспорта занимает метро. Расположение станций с необходимым оборудованием, движение под землей поездов создают ряд трудностей для работников метрополитена и пассажиров.
Кроме мер пожарной безопасности, мер по недопущению поражения электрическим током, в метро необходимо предусматривать мероприятия по эвакуации пассажиров на случай затопления подземных станций и тоннелей.
Правила безопасности граждан при пользовании метрополитеном:
- на эскалаторе стойте с правой стороны (лицом по направлению движения), а проходите - с левой;
- при движении на эскалаторе держитесь за поручень и не прикасайтесь к неподвижным частям эскалатора;
- придерживайте вещи, которые вы поставили на ступеньки эскалатора;
- при сходе с эскалатора не задерживайтесь приподнимайте длинные полы одежды, ребенка держите за руку или на руках;
- если эскалатор начал разгоняться, а тормоза не сработали, единственно верное решение - перескочить через балюстраду на соседнюю лестницу;
- на платформе в ожидании поезда размещайтесь равномерно по длине поезда;
- если на ваших глазах кто-то упал между вагонами стоящего поезда, немедленно подайте знак машинисту круговыми движениями руки, затем вызовите любого работника метрополитена;
- если вы оказались на пути, не пытайтесь самостоятельно подняться на платформу: именно под ней расположен 825-вольтный контактный рельс;
- если вы оказались на пути, а поезд еще не въезжает на станцию, бегите к “голове” платформы - к часам;
- если поезд уже показался, ложитесь между рельсами;
- заметив на платформе или в вагоне оставленный чемодан, коробку, сумку, сообщите об этом работнику метрополитена, а сами отойдите от найденного предмета как можно дальше - не исключена возможность того, что в нем бомба;
- оставив свои вещи в вагоне, сообщите дежурному маршрутный номер уходящего поезда (он написан на лобовом стекле последнего вагона) и номер вагона, в котором вы ехали;
- если вагон долго стоит в тоннеле и пассажиры начинают задыхаться, падать в обморок, откройте или разбейте окна (например, огнетушителем).
В метро категорически запрещается:
- заходить за ограничительную линию у края платформы и подходить к вагону до полной остановки поезда;
- сидеть на ступеньках эскалатора, облокачиваться и класть вещи на поручни, бежать по эскалатору и платформе;
- спускаться на пути и ходить по путям;
- открывать двери вагона во время движения, задерживать закрытие и открытие дверей вагонов на остановках;
- входить на станцию и проезжать в поездах в нетрезвом состоянии;
- курить на станциях и в вагонах;
- провозить пожароопасные, взрывчатые, отравляющие, ядовитые вещества и предметы, бытовые и газовые баллоны;
- без крайней нужды ходить по неработающему эскалатору - он может начать двигаться.
Безопасность в городе. При неблагоприятном стечении обстоятельств современный город становится небезопасным для человека. Угрозу здоровью и жизни граждан могут представлять общественный транспорт, посещения кинотеатров, развлечения в позднее время. Большое скопление народа, притупляя внимание человека, также облегчает злоумышленникам исполнение преступных намерений.
В городе при большом скоплении людей и довольно тесной застройке природные ненастья и стихийные бедствия много опаснее, чем в сельской местности. При нарушении своевременности медицинской помощи, бесперебойного снабжения водой, электричеством и газом, надежной работы транспорта горожанин испытывает чувство дискомфорта и часто становится беспомощным.
Для того чтобы избежать экстремальных ситуаций в городе, придерживайтесь следующих правил:
- избегайте плохо освещенных и малолюдных мест;
- держите деньги или драгоценности во внутреннем кармане, не показывайте их посторонним;
- не открывайте свой кошелек на глазах у незнакомых людей;
- при необходимости ночных передвижений по городу пользуйтесь такси, не соглашайтесь на то, чтобы вас подвозили незнакомые люди;
- при поиске необходимого адреса обращайтесь к разным людям, так как единственный ответ может быть неправильным;
- избегайте большого скопления людей;
- не приближайтесь из любопытства к месту, где происходит какое-либо собрание или что-то случилось;
- будьте внимательны на дороге, вне зависимости от того, пешеход вы или водитель.
Безопасность в местах массового скопления людей. Помните, что если митинг запрещен, то он превращается в экстремальную ситуацию еще до начала. На митинге соблюдайте
следующие правила безопасности:
- оставьте детей дома;
- не берите с собой колющие и режущие предметы, а также сумку;
- не надевайте галстук, шарф;
- без крайней необходимости не берите плакаты на шестах и палках;
- снимите различные знаки и символику со своей одежды;
- если вы не корреспондент, не берите с собой фотоаппарат и камеру;
- возьмите с собой удостоверение личности;
- держитесь подальше от милиции;
- не приближайтесь к агрессивно настроенным группам;
- не старайтесь попасть ближе к трибуне или микрофону;
- если возник конфликт с милицией, не теряйте самообладания, не делайте резких движений, не кричите, не бегите;
- если вас задержали, не пытайтесь на месте спорить и доказывать, что вы здесь случайно;
- если при разгоне демонстрации применяется слезоточивый газ, защитите рот и нос платком, смоченным в любой жидкости, часто моргайте глазами;
- никогда не двигайтесь против толпы, избегайте ее центра, а также края, опасного соседством с витринами, решетками и т. д.;
- уклоняйтесь от всего неподвижного в пути, иначе вас могут просто раздавить;
- не цепляйтесь ни за что руками - их могут сломать;
- не пытайтесь поднять упавшие вещи;
- если вы упали, быстро подтяните к себе ноги, защитите голову, сгруппируйтесь и рывком попытайтесь встать;
- из плотной, но неподвижной толпы выбирайтесь, притворившись больным, пьяным,
сумасшедшим или сделав вид, что вас тошнит.
Безопасное обращение с бытовыми электроприборами. Электрическая энергия - верный помощник человека в производстве и в быту. В домашнем хозяйстве используется большое количество электрических аппаратов, машин и приборов - телевизоры, стиральные машины, электроинструменты, плиты, утюги и пр., питающихся от сети 220 В, которую часто называют низковольтной и ошибочно считают безопасной. Неумелое или пренебрежительное обращение с бытовой электротехникой представляет серьезную угрозу здоровью и жизни людей.
Электрический ток поражает внезапно - в тот момент, когда человек оказывается включенным в цепь прохождения тока. Смертельно опасная ситуация возникает, если человек одновременно касается неизолированного провода (проводки с нарушенной изоляцией, металлического корпуса электроприбора с неисправной изоляцией или металлического предмета, находящегося под напряжением) и земли, заземленных предметов, труб и т. п.
Следует отметить, что воздействие электрического тока на человека зависит в первую очередь от силы тока и времени его прохождения через тело человека; удар током может вызвать неприятные ощущения, ожоги, обморок, судороги, прекращение дыхания и даже смерть.
Для того чтобы избежать трагедии при обращении с бытовыми электроприборами, соблюдайте основные меры безопасности:
- когда вы моете холодильник, другие бытовые электроприборы, меняете лампочку
или предохранитель, отключите общий выключатель электричества в квартире;
- розетки располагайте как можно дальше от воды (раковины, ванной комнаты);
- не держите во время купания в ванной комнате включенные бытовые электроприборы, так как они могут упасть в воду и вызвать тяжелые последствия;
- никогда не пользуйтесь феном или электробритвой, если они мокрые или имеют оголенные токопроводящие концы и детали;
- не вынимайте вилку из розетки за шнур, он может оборваться, оголив проводники, находящиеся под напряжением;
- не ремонтируйте вилки электроприборов с помощью изоленты, меняйте их сразу, если они сломались;
- не беритесь за утюг мокрыми руками и не гладьте, стоя на полу босиком;
- не оставляйте включенный утюг без присмотра и не накручивайте шнур вокруг горячего утюга - вы можете повредить изоляцию провода;
- прежде чем налить воду в емкость отпаривателя утюга, вытащите вилку из розетки;
- закончив пользоваться удлинителем, сначала выдерните вилку из розетки, а затем сворачивайте его;
- обнаруженные оголенные места и обрывы электропроводов надо немедленно ремонтировать, не делайте временных соединений проводов, предоставьте выполнение всех работ квалифицированным специалистам;
- следите за тем, чтобы не перекручивались и не завязывались в узел провода, не защемляйте их дверями (оконными форточками), не закладывайте провода за газовые (водопроводные) трубы, батареи отопления.
Первая помощь человеку, пораженному электротоком. Человека, попавшего под напряжение, следует немедленно освободить от тока. Для этого разомкните цепь. Сделать это можно с помощью выключателя, рубильника, штепсельного разъема, путем вывертывания пробок, отключения пакетных или автоматических выключателей в щитке. Если это невозможно - перережьте (перерубите) каждый провод в отдельности ножницами или другими режущими инструментами с рукоятками из изолирующего материала.
При невозможности быстрого разрыва цепи электрического тока оттяните пострадавшего от провода за одежду одной рукой, обернутой сухой материей, или отбросьте оборвавшийся кусок провода от пострадавшего сухой палкой. Затем вызовите “скорую помощь”.
Опьянение - состояние человека, вызванное употреблением спиртных напитков, которое опасно такими серьезными последствиями, как травма, ДТП, утопление, обморожение, ограбление, заражение вензаболеваниями и т. д. Помните, что, употребляя алкоголь, вы лишаетесь важнейшего средства самозащиты - способности контролировать и реально оценивать происходящее.
Для того чтобы избежать опасностей, связанных с опьянением, неукоснительно соблюдайте следующие правила:
- не пейте со случайными знакомыми;
- избегайте употреблять алкоголь во время деловых встреч в кафе, ресторанах и т. д.;
- воздержитесь от чрезмерного употребления спиртного, если вам необходимо возвращаться домой поздно вечером;
- не садитесь за руль автомобиля в нетрезвом состоянии и удерживайте от этого знакомых;
- помните, что плавание в состоянии опьянения может привести к трагедии;
- не употребляйте алкоголь вместе с лекарственными препаратами. Их комбинации могут нанести серьезный ущерб вашему здоровью, а эффективность лекарственного лечения снижается алкоголем или сводится на нет.
Пьянство настолько серьезный порок, что самый надежный способ избежать связанных с ним неприятностей - не пить спиртных напитков вообще. Однако при неизбежности употребления алкоголя следуйте таким рекомендациям:
- плотно поешьте перед вечеринкой жирной или масляной пищи;
- употребляйте крепкие напитки только после слабоалкогольных и никогда не смешивайте их;
- закусывайте после каждой рюмки, ешьте больше картофеля и хлеба;
- откажитесь от газированных напитков, так как углекислый газ ускоряет всасывание алкоголя в кровь;
- пейте больше соков, воды, чая;
- курите как можно реже - курение усиливает действие спиртного;
- крепкие напитки иногда начинают действовать через час, поэтому не доверяйте ложному ощущению трезвости.
Для того чтобы вывести пьяного человека из состояния алкогольного опьянения, добавьте в стакан с холодной водой 5-6 капель нашатырного спирта и дайте ему выпить (принудительно влейте раствор в рот). Быстро и сильно разотрите руками уши пьяного, прилив крови к голове приведет его в полное сознание. В случае глубокого опьянения вызовите рвоту; желудок очистится и сознание прояснится.
Радикальный способ отрезвления - промывание желудка слабым раствором питьевой соды. Предварительно дайте пьяному человеку выпить 2-3 ст. л. активированного угля в виде водной кашицы. После промывания желудка ему следует принять слабительное - до 30 г сульфата магния.
Безопасность на воде. Как показывает статистика, в кораблекрушениях гибнет людей меньше, чем во время купания. Умение плавать - еще не гарантия безопасности на воде. Открытый водоем всегда представляет риск. Можно оказаться в воде, не умея плавать; можно заплыть далеко от берега и устать. Во время плавания вас может подхватить сильное течение или вы можете запутаться в водорослях. Зимой замерзший водоем также таит в себе опасность - можно провалиться под лед. Соблюдая меры безопасности, вы сможете избежать этих непредвиденных ситуаций.
Несколько простых мер предосторожности помогут предотвратить подавляющее число утоплений.
- учитесь плавать с детства;
- если плаваете плохо, не доверяйте надувным матрасам и кругам;
- помните, что паника - основная причина трагедий на воде, поэтому не поддавайтесь ей никогда; достаточно лечь на спину и сделать один вдох, слегка шевеля ногами и руками, чтобы убедиться, что спокойный человек действительно не тонет;
- обращайте внимание на первые признаки усталости во время своего пребывания в воде;
- не купайтесь и тем более не ныряйте в незнакомых местах, не заплывайте за буйки;
- не выплывайте на судовой путь и не приближайтесь к судам;
- не купайтесь, не катайтесь на лодке в нетрезвом виде и в шторм.
Для того чтобы обезопасить себя перед тем, как купаться, задайте себе следующие вопросы:
- Какова глубина?
- Есть ли под водой опасные предметы?
- Какова температура воды?
- Есть ли течения, приливы и отливы?
- Водятся ли опасные рыбы, животные?
Особенно важно получить ответы на эти вопросы, если место предстоящего купания совсем незнакомо и не патрулируется спасателями.
Кроме того, проверьте наличие спасательных средств и выясните, легко ли будет воспользоваться ими в случае необходимости. Лодка, спасательный круг, веревка или длинный шест могут спасти жизнь тонущего и избавить неподготовленного человека от опасных для него попыток оказать помощь в воде.
Не старайтесь проплыть как можно дольше под водой. Люди, увлекающиеся плаванием под водой, иногда перед тем, как нырнуть, делают несколько глубоких вдохов. При этом кровь насыщается кислородом, что позволяет человеку дольше задерживать дыхание. Но иногда данный прием приводит к обратному эффекту: человек внезапно теряет сознание и оказывается в критической ситуации.
Домовладельцы, имеющие бассейны, обязаны соблюдать меры безопасности, даже если у них нет собственных детей.
Любой бассейн должен иметь со всех четырех сторон ограждение высотой не менее 1,5 м. Двери или окна, которые выходят из дома прямо в бассейн, необходимо держать запертыми, когда поблизости находятся дети. Это особенно важно, если дети оставлены под присмотром няни или старых дедушки и бабушки.
Владельцам бассейнов, у которых есть маленькие дети, следует подумать об установке сигнального устройства, срабатывающего, когда кто-нибудь прыгает (или падает) в воду. Взрослым нужно выработать правила пользования бассейном и строго соблюдать их, что в первую очередь касается надзора за купающимися и играющими в бассейне детьми.
Не стоит полагаться на детские надувные приспособления для плавания: они создают у взрослых, присматривающих за детьми, и у самих детей ложное ощущение безопасности. Маленькие дети иногда вываливаются из них или оказываются перевернутыми вниз головой.
Воды глубиной в несколько сантиметров достаточно, чтобы произошла трагедия. Среди ежегодно тонущих в ваннах в России - около 200 человек - немало детей в возрасте до 2 лет.
Действия в экстремальной ситуации на воде. Если вы не умеете плавать и оказались в воде, лягте на воду лицом вверх, широко раскиньте руки и дышите как можно глубже и реже. Находясь в вертикальном положении, двигайте ногами так, как будто крутите педали.
Если вы устали, то отдыхайте на воде, лежа на спине. Для этого расправьте руки и ноги, лягте головой на воду и расслабьтесь.
Другой способ - поплавок: вдохните, погрузите лицо в воду, обнимите колени руками и прижмите их к телу, медленно выдохните в воду, затем - опять быстрый вдох над водой и снова “поплавок”.
Если вы замерзли, согревайтесь, по очереди напрягая руки и ноги. Отдохнув, снова плывите к берегу.
Если вас подхватило течение реки, двигайтесь по диагонали к ближайшему берегу. Для преодоления морского прибоя отдыхайте при движении волны от берега и активно плывите при ее движении к берегу.
Если у вас свело ногу, погрузитесь с головой в воду и, распрямив ногу, с силой рукой потяните на себя ступню за большой палец.
Помощь утопающему. Прежде всего, спасатель сам должен уметь хорошо плавать. Используйте для спасения лодку, веревку, спасательный круг или подручные средства. Успокойте и ободрите пловца, убедите или заставьте его держаться за плечи спасателя.
Если он не контролирует свои действия, то, подплыв к утопающему, поднырните под него и, взяв сзади одним из приемов захвата (классическим - за волосы; или обхватив его грудную клетку своей ведущей рукой так, чтобы руки утопающего оказались сверху вашей руки, а голова - над поверхностью воды), транспортируйте его к берегу.
Если утопающему удалось схватить вас за руку, шею или ноги, немедленно ныряйте - инстинкт самосохранения заставит потерпевшего вас отпустить. Если утопающий находится без сознания, транспортируйте его к берегу, взяв рукой под подбородок, чтобы его лицо постоянно находилось над поверхностью воды.
Если человек уже погрузился в воду, не оставляйте попыток найти его на глубине, а затем вернуть к жизни.
Доставив пострадавшего на берег, освободите его легкие от ила и воды: положите его на свое согнутое колено: ваше колено должно при этом упираться в солнечное сплетение пострадавшего. Таким образом вы вызовете рвоту. Затем положите пострадавшего на спину, освободите его ротовую и носовую полости от рвотных масс и - при необходимости - приступайте к реанимационным мероприятиям (см. разд. 6.14).
После проведенных мероприятий тепло укутайте пострадавшего и доставьте его в медицинское учреждение.
Действия при провешивании под лед. Если вы вынуждены переходить реку или озеро, покрытые льдом, помните следующее:
- лед может быть непрочным около стока вод, например, с фермы или фабрики;
- лед всегда тоньше под слоем снега, в тех местах, где быстрое течение, бьют ключи или в реку впадает ручей;
- около берега лед может неплотно соединяться с берегом;
- ни в коем случае не проверяйте прочность льда ударом ноги.
Если под вами провалился лед, удерживайтесь от погружения с головой, широко раскинув руки. Выбирайтесь на лед, наползая грудью и поочередно вытаскивая на поверхность ноги. Выбравшись, откатитесь, а затем ползите в сторону.
Оказывая помощь провалившемуся человеку, приближайтесь к полынье ползком, широко раскинув руки. Подложите под себя лыжи, доску, фанеру. За 3-4 м до полыньи бросьте пострадавшему спасательное средство - лестницу, веревку, спасательный шест, связанные ремни или шарфы, доски и т. д. Вытащив пострадавшего, выбирайтесь из опасной зоны ползком.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 30

РЕФЕРАТ

По основам безопасности жизнедеятельности

тема: « »

Выполнил: преподаватель ОБЖ

Ефименко Валерий Александрович

Владикавказ - 2015

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ БЫТОВЫХ СИТУАЦИЯХ

В определённых условиях при использовании в быту хорошо знакомого оборудования и приборов могут возникнуть опасные ситуации для вас, ваших близких и для дома.

Необходимо знать, как избежать возникновения опасной ситуации в быту, а если она возникла, уменьшить её вредные последствия.

Быт – это повседневный уклад жизни человека. К нашим домам для создания необходимых бытовых условий подключены электричество, горячая и холодная вода, газ, в многоэтажных домах работает лифт. В каждом доме и квартире имеются различные устройства и бытовые приборы, которые обеспечивают использование воды, электричества и газа.

В одном случае вы сами можете создать опасную ситуацию, нарушив правила использования оборудования и бытовых приборов. В другом случае независимо от вас может возникнуть опасная ситуация: резко возросло электронапряжение в сети, потёк кран, перекрывающий воду в ванной, и т. д.

Безопасное обращение с электричеством

В доме электричество обеспечивает освещение, обогрев, приготовление пищи, работу различных бытовых приборов, телевизора, радиоаппаратуры. В то же время электричество при определённых условиях представляет серьёзную опасность для жизни и здоровья человека.

Чтобы избежать этого, необходимо соблюдать ряд общепринятых правил при пользовании электричеством:

    следите за исправным состоянием электроприборов и шнуров, с помощью которых они подключаются в сеть;

    не пользуйтесь неисправными электроприборами, самодельными электропечами, нагревателями;

    не ремонтируйте вилки электроприборов с помощью изоляционной ленты. Их необходимо заменить, если они сломались. Но помните: ремонт электроприборов и электропроводов должен проводить квалифицированный мастер;

    никогда не оставляйте включённый электроприбор без присмотра;

    не включайте больше одной вилки в розетку;

    соблюдайте порядок включения прибора в электросеть: сначала подключается шнур к прибору, затем к сети, отключение производится в обратном порядке;

    не беритесь за электроприбор мокрыми руками;

    не держите подключённые к электросети приборы в ванной; помните: нельзя пользоваться электрическими устройствами при нахождении в воде;

    для ремонта обнаруженных оголённых мест и обрывов электропроводов необходимо вызвать квалифицированного мастера;

    не делайте временных соединений проводов.

Помните!

Нельзя тушить водой горящие электрические устройства, находящиеся под напряжением.

Безопасное обращение с бытовым газом

В настоящее время в быту очень широко используется бытовой газ. Бытовой газ не имеет ни цвета, ни запаха, но, для того чтобы можно было обнаружить его утечку, в него добавляют специальные вещества, имеющие специфический запах.


Утечка газа может привести к отравлению человека и взрыву помещения. Чтобы предотвратить это, необходимо соблюдать ряд правил безопасности при пользовании бытовым газом:

    чтобы зажечь газовую горелку, сначала поднесите зажжённую спичку, а затем плавно и осторожно откройте газовый кран;

    не оставляйте включённые газовые горелки без присмотра;

    следите за тем, чтобы нагреваемая жидкость не залила пламя горелки;

    заметив потухшую горелку, не пытайтесь её зажечь снова – это может привести к взрыву, перекройте кран подачи газа, раскройте окно и проветрите кухню;

    подождите, пока горелка остынет; если необходимо, очистите её, продуйте отверстия подачи газа и только тогда зажгите вновь;

    если в помещении чувствуется запах газа, нельзя зажигать спички, включать свет и электроприборы до момента ликвидации утечки газа и полного проветривания помещения;

    обнаружив запах газа в подъезде дома, немедленно позвоните по телефону 04 в аварийную газовую службу, сообщите точный адрес;

    объявите об опасности всем жильцам дома, не пользуйтесь открытым огнём и электрозвонками, электровыключателями и розетками, а также стационарным телефоном;

    распахните в подъезде окно и двери, тщательно проветрите его. По прибытии специалистов газовой службы укажите им источник утечки газа, выполняйте их указания.

Меры безопасности при пользовании в доме водой

Вода в дом поступает по трубам и распределяется в ванную, кухню и туалет, где имеются специальные устройства (краны, смесители и т. д.).

Когда этими устройствами пользуются с соблюдением необходимых правил, опасных ситуаций не возникает. Вот эти правила:

    никогда не оставляйте открытым кран с льющейся водой без присмотра;

    никогда не оставляйте кран открытым, если вода отключена. Воду могут включить в то время, когда никого не будет дома, и она затопит помещение;

    никогда не выбрасывайте мусор в унитаз – можно засорить канализацию, и канализационная вода со всем содержимым начнёт поступать в дом;

    не оставляйте без внимания неисправные краны, просачивание воды в отопительной системе и водопроводе. Обо всём замеченном расскажите взрослым и покажите место неисправности.

Внимание!

Вовремя устранённая неисправность может предотвратить аварию.

Меры безопасности при пользовании средствами бытовой химии

Запомните ряд правил при пользовании средствами бытовой химии:

    все средства бытовой химии потенциально опасны. Использовать их следует только по назначению в соответствии с указаниями на этикетке;

    все средства бытовой химии должны храниться отдельно и отдалённо от пищевых продуктов, лекарств и обязательно иметь заводскую этикетку;

    средства бытовой химии должны храниться в сухих, хорошо проветриваемых помещениях. Их нельзя хранить в жилой комнате, кухне, ванной. В городской квартире хранить средства бытовой химии предпочтительнее в туалетной комнате или на лоджии;

    средства бытовой химии подлежат обязательному уничтожению, если прошёл срок их годности, указанный на этикетке, или этикетка с названием препарата и указаниями по его применению утрачена, испорчена;

    использовать любые препараты бытовой химии необходимо только так, как это написано в инструкции;

    после окончания работы ложку и воронку тщательно вымыть и всё убрать в определённые места хранения;

    нельзя хранить пищевые продукты в таре, освободившейся от бытовой химии;

    аэрозольные баллоны нельзя хранить возле газовых и электрических плит и других источников тепла, нельзя работать с ними при включённых газовых горелках. Не пытайтесь вскрывать даже использованный баллон.

Меры безопасности при работе с инструментами

    На рабочем месте режущие и колющие предметы располагайте на видном месте.

    Рабочее место перед работой освободите от всех посторонних и ненужных предметов и инструментов.

    Обрабатываемый предмет надёжно закрепите в тисках или в каком-либо другом зажимном приспособлении.

    Режущие поверхности и острые кромки инструментов должны быть направлены в сторону, противоположную телу.

    Пальцы рук, удерживающие обрабатываемый предмет, держите на достаточном удалении от режущих кромок.

    При работе положение тела должно быть устойчивым.

    При работе режущим инструментом, имеющим электрический привод (электродрели, электропилы), необходимо соблюдать повышенную осторожность с учётом скорости вращения деталей. Пользуйтесь диэлектрическим ковриком и специальными защитными очками.

    При работе с режущим электроинструментом одежда должна быть такой, чтобы исключить попадание частей одежды в кромку или на движущиеся части инструмента.

    Инструмент следует включать только после того, как полностью подготовите рабочее место и займёте устойчивое положение.

    После завершения операции обработки инструмент должен быть отключён.

Порядок вызова спасательных служб по телефону

в бытовых чрезвычайных ситуациях

Единый номер пожарной охраны и спасателей – 112 или 01. Милиция – 02. Скорая медицинская помощь – 03. Аварийная газовая служба – 04.

Для вызова спасательных служб по телефону необходимо: набрать номер спасательной службы; коротко сообщить диспетчеру причину вызова службы; сообщить свой точный адрес (улица, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код); назвать свою фамилию и номер телефона, с которого передаётся вызов; записать фамилию дежурного, принявшего ваш вызов.

    Выводы.

    Различные устройства и бытовые приборы, которые обеспечивают пользование водой, электричеством и газом, при неправильной эксплуатации представляют серьёзную опасность для жизни и здоровья человека. Поэтому при использовании их надо соблюдать осторожность и выполнять определённые правила безопасности.

    Если опасная ситуация в быту возникла, нужно знать, как уменьшить её вредные последствия.

    Необходимо соблюдать осторожность при использовании средств бытовой химии.

    Существуют правила безопасности при работе режущими инструментами, которые важно знать и соблюдать.

Меры безопасности при самостоятельных занятиях физической культурой

Чтобы избежать травмы при занятиях физической культурой, нужно соблюдать определённые правила.

Перед тренировкой проверьте исправность тренажёров, тренировочных приспособлений, спортивных снарядов.

При лыжных тренировках и прогулках следите за исправностью лыж, лыжных палок и креплений. Соблюдайте гигиенические требования, предъявляемые к одежде и обуви.

При выполнении силовых упражнений перед тренировкой сделайте сначала общую разминку, а затем специальную. Специальную разминку проводите перед выполнением упражнений с предельными весами и после отдыха.

Никогда не отвлекайтесь при выполнении силовых упражнений.

При работе на гимнастических снарядах не забывайте о страховке.

Исключайте из тренировки упражнения, при выполнении которых возникают болевые ощущения. После длительных перерывов в тренировках не форсируйте объём и интенсивность работы, нагрузку повышайте постепенно.

Меры безопасности при пользовании компьютером

Компьютер очень полезная, а иногда и необходимая вещь. Нужно знать ряд правил, чтобы неправильное пользование им не нанесло вред вашему здоровью.

Установите клавиатуру так, чтобы вам не надо было далеко тянуться.

Прежде чем начать работать на компьютере, пройдите обследование у врача-окулиста. Если имеются нарушения зрения, то до начала работы на компьютере они должны быть устранены или скорректированы с помощью очков.

Экран не должен быть обращён в сторону окна.

Нельзя работать в тёмном или полутёмном помещении.

Следует своевременно удалять пыль с монитора и из помещения. Ежедневно в помещении должна проводиться влажная уборка.

Следите, чтобы положение монитора соответствовало направлению взгляда, а середина экрана монитора располагалась на горизонтали, проведённой на уровне глаз или на 10-20 0 ниже.

В соответствии с установленными нормами непрерывная продолжительность работы старшеклассника не должна превышать 25 мин.

После каждого продолжительного занятия на компьютере рекомендуется выполнять определённые физические упражнения.

Для снятия утомления плечевого пояса и рук можно применять упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп плечевого пояса и рук.

Включенное в сеть оборудование (при его чистке или замене деталей) неисправные электророзетки перегруженные штепсельные разъемы влажные руки при обращении с оборудованием и штепсельными вилками неисправное газовое оборудование включенное в сеть оборудование (при его чистке или замене деталей) неисправные электророзетки перегруженные штепсельные разъемы влажные руки при обращении с оборудованием и штепсельными вилками неисправное газовое оборудование







Кухонная посуда Сковородки, кастрюли и пр. надо размещать на плите так, чтобы их ручки не нависали над ее краем. В противном случае можно зацепить их и опрокинуть на себя кипяток. По этой же причине следует использовать в первую очередь конфорки, расположенные ближе к стене, а также ставить горячее подальше от края кухонного стола.


Требования безопасности перед началом работы 1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку. 2. Проверить исправность кухонного инвентаря и его маркировку. 3. Проверить целостность эмалированной посуды, отсутствие сколов эмали, а также отсутствие трещин и сколов столовой посуды. 4. Включить вытяжную вентиляцию. Требования безопасности по окончании работы 1. Выключить электроплитку, при выключении не дергать за шнур. 2. Тщательно вымыть рабочие столы, посуду и кухонный инвентарь. 3. Вынести мусор, отходы и очистки в отведенное место. 4. Снять спецодежду, выключить вытяжную вентиляцию и тщательно вымыть руки с мылом.


Правила техники безопасности на кухне На кухне необходимо соблюдать следующие правила безопасности: перед работой с кухонным оборудованием ознакомиться с правилами сборки, разборки, замены сменных механизмов не опускать пальцы в чашу электромиксера или мясорубки, пока они не остановлены при работе с горячими сковородами и кастрюлями пользоваться только сухими рукавицами не оставлять ручки сковород выступающими за плиту правильно поднимать тяжелые предметы, чтобы избежать травм спины не складывать ножи в раковины пользоваться ножами аккуратно, носить их острием вниз класть ножи плоско, а не лезвием вверх следить, чтобы полы на кухне всегда были чистыми и сухими


Правила техники безопасности на кухне Нельзя подталкивать продукты в горловину мясорубки пальцами, для этого надо пользоваться деревянным пестиком. Следить за тем, чтобы при работе с ручной теркой не поранить руку: хорошо удерживать продукт, не тереть слишком маленькие его части. Брать горячую посуду следует прихваткой, а крышки кастрюль с кипящей жидкостью открывать от себя, чтобы капли горячей воды не попали на ноги. Использовать сковородник только с деревянной ручкой. Посуду с длинной ручкой (сковорода, ковш и другие) ставить так, чтобы не зацепиться за нее и не уронить. Не наливать горячую жидкость в стеклянную посуду: если посуда лопнет, то можно ошпариться. Не пробовать горячую пищу, предварительно не охладив ее. Периодически проветривать помещение, чтобы в нем не повышалась температура и влажность воздуха, не накапливался чад, образующийся при жарении. Следить за тем, чтобы хорошо было освещено рабочее место.


Правила техники безопасности на кухне для детей Храните стеклянную посуду и дорогой фарфор под замком или в верхних шкафчиках, до которых малыш не сможет дотянуться. Не забывайте о той опасности, которую таят в себе чистящие и моющие средства. Покупайте по возможности менее токсичные и храните их в безопасном месте, где малыш не сможет их найти.токсичные Ящички, где хранятся ножи и другие острые предметы, такие как насадки для блендера, закрывайте на специальные замки. Можно либо повесить замки на все шкафчики, либо убрать опасные предметы туда, где ребенок не сможет их достать. А можно и вовсе перекрыть вход на кухню с помощью детских ворот безопасности. Но если вы решите так сделать, убедитесь в том, что сможете наблюдать за малышом, пока находитесь на кухне.






Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...