"Руси веселие есть пити". Веселие Руси есть питиё! (или?)

В культуре разных народов алкогольные напитки занимают значительное место. С ними связаны самые разнообразные обряды, ритуалы и традиции. Не была исключением и Киевская Русь. Вопреки распространенному мнению, «хмельные пиры» были не только развлечением, но и выполняли другие важные функции, подчеркивая единство народа.

Древние изобретатели винного спирта были удивлены его необычными свойствами. Европейские алхимики называли его aqua vitae (в переводе с латинского - «вода жизни»), поскольку человек, который употреблял алкоголь, становился веселым и беззаботным, у него возникало ощущение здоровья, силы и энергии. Но на смену веселью быстро пришло разочарование. Aqua vitae сыграла с человеком злую шутку: блаженство оказывалось ненастоящим, а здоровье от чрезмерного употребления, наоборот, ухудшалось. Это прекрасно знали и на Руси, где всегда пили немало, хотя и старались знать меру.

Символ благополучия

Во время праздников и обрядов чаша с медом пускалась по кругу, из нее каждый человек должен был отпить несколько глотков. Обычай пить из одной чаши символизировал у славян полное доверие друг к другу. Полная чаша была воплощением достатка и благополучия в доме. По древней славянской традиции, тот, кто провозглашал здравицу, выпив до дна чашу, переворачивал ее над головой, демонстрируя, что ни капли не оставил. При этом человеку желали, чтобы у его врагов крови осталось не больше, чем в этой чаше. Поэтому за столом не выпить до дна, до последней капли, считалось крайне недоброжелательно. По обычаю, в будни никаких спиртных напитков не употребляли, и пьянство считали позором.

Славяне употребляли алкоголь лишь в особых случаях: на тризну, в праздники урожая, весеннего и осеннего равноденствия, при чествовании определенных богов. В основном это был хмельной мед, который использовали вместо вина, браги или пива. Крепость всех этих напитков не превышала 13-18 градусов.

Правда, не стоит считать, что древние славяне отличались чрезмерной строгостью нравов. Вот как сообщал о них очевидец - арабский географ и писатель X века Ибн Руста: «...край славян ровный и лесистый... у них много бочек из дерева, которые они называют "улищдж". С одного улищджа достают 10 жбанов меда. Из меда делают различные напитки... Через год после смерти покойника идут на его могилу, берут с 20 бочек меда, пьют, едят и расходятся». В другом арабском сочинении «Худуд-ал-Алам» неизвестный автор дополняет: «...славяне сеют много проса, не имеют винограда, но имеют много меда, из которого делают вино и другие напитки. Посуда для меда - бочки из дерева. Некоторые имеют и по 100 бочек».

Во времена Киевской Руси наши предки придерживались все тех же обычаев и традиций, продолжая пить натуральные напитки, что перебродили: мед, пиво, брагу, квас, а иногда и вино иностранного производства - «заморское зеленое вино». Об этих напитках пелось в старинных колядках:

Да на той скамье три кубка стоят:

В первом кубке - медок-солодок;

Во втором -зелено вино,

В третьем - крепко вино.

Зелено вино - для господина сего,

Крепкое вино - для женщины его,

Медок-молодок - для его детей.

«Мед хмельной»

Как выяснили историки, хотя эти напитки и уступали по крепости винному спирту, но оказывали вполне сравнимое воздействие на организм. В «Поучении блаженного Феодосия, игумена Печерского, о казнях Божиих», написанном в XI веке, после сокрушительного нападения половцев на Русь, есть такие слова: «Бесы радуются нашему пьянству и, радуясь, приносят дьяволу пьянственную жертву от пьяниц. Дьявол, радуясь, говорит: "Никогда я столько не услаждался жертвами языческими, сколько пьянством христиан, потому что в пьяницах содержатся все дела моего хотения"». Так что о вреде алкоголизма прекрасно знали и задумывались уже тогда. «Перед хмелем падко, во хмелю сладко, после хмеля гадко», - говорилось в пословице.

Также распространенным напитками в народе были пиво и брага, которую готовили из пшена, овса, ржи с добавлением черники, малины, вишни, ежевики или других ягод. Напитки эти варили при большом стечении народа, а потом вместе и употребляли. Дороже и труднее в изготовлении был питьевой мед. Один из рецептов был таким: мед мешали с разной ягодой (брусникой, черной смородиной, красной смородиной) В пропорции 2:1 добавляли корицу, хмель, гвоздику, имбирь. Эту смесь держали в больших кадках, время от времени перемешивая, до тех пор, пока не перебродит. После разливали в маленькие бочки по 100-150 литров и закапывали в землю. Мед можно было откапывать не раньше чем через полгода. Тот мед, который находился в земле более 10-15 лет, считался зрелым, а более 15-20 лет - выдержанным. Такой напиток подавали исключительно на княжеских пирах.

Обычные жители Киевской Руси делали мед по другой технологии: сначала изготавливали медовую сыту -раствор меда в воде. После заправляли его запаренными шишками хмеля, добавляя всевозможные ягоды. Далее кипятили, затем в холодный сироп добавляли закваску и ставили для брожения. За три-четыре недели хмельной напиток был готов. В зависимости от временной выдержки, мед был либо слабее, либо крепче.

Залог единства

В Киевской Руси хмельные напитки употребляли много и охотно, но стремились упорядочить этот процесс. На Пасху, в праздник Воскресения Христова хмельной напиток в какой-то степени объединял даже господ с крепостными крестьянами. С самого раннего утра все взрослые мужчины направлялись в господскую усадьбу, на центральной площади которой их ждал хозяин с бочкой «хмельного вещества».

Каждый из мужиков подходил к нему и, низко поклонившись, дарил какую-нибудь птицу из собственного домашнего хозяйства: курицу, утку или гуся. В благодарность господин угощал своих крестьян медовухой. Они становились около бочки, и хозяин, зачерпнув половником крепкий напиток, первым выпивал. Затем передавал половник старосте, а тот - дальше по очереди, пока бочка вовсе не опустеет. А если она стала пустой еще до захода солнца, что по большей части и бывало, распоряжались доставить следующую. По традиции, полагалось поить всех желающих мужиков до поздних сумерек. А они, в свою очередь, во что бы то ни стало, должны были держаться на ногах, чтобы угощение продолжалось.

Что же касается пиров, то они проходили после любого успешного события, особенно после побед. Для дружинников князь устраивал пиры еженедельно. На них всем готова была «чаша вина, пива пьяного и меду сладкого». На таких пиршествах хмельной мед буквально лился рекой, пили его и днем, и ночью. А иногда и умирали с кружкой или пиршественным рогом в руках.

Церковь, как могла, боролась с пьянством, строго ограничивая потребление хмельных напитков в пост. Наряду с увеселительными обычаями и традициями, для населения Киевской Руси существовали и запреты на употребление спиртных напитков: нельзя было пить их во время работы, в будни, в отдельные праздничные дни, особенно это запрещалось молодоженам.

Но держать процесс под контролем не слишком-то удавалось. Ведь, помимо простого удовольствия и веселья, за употреблением меда и браги стояли древние традиции. Еще со школы многие помнят слова великого князя Киевского Владимира Святославича: «Руси есть веселие пить, не можем без того быть». В Повести временных лет даже говорится, что одной из причин отказа князя Владимира принять мусульманскую религию было то, что она официально не позволяла пить вино и пировать с дружинниками. Дело было не в личном пристрастии князя к алкоголю, а в ритуале общения с княжеским войском - совместная трапеза, на которой обязательно пили хмельные напитки. Отказ от традиции общих пиров угрожал князю потерей дружины, которая могла увидеть в этом оскорбительное пренебрежение.

Постепенно ритуальное значение совместного распития меда или браги сошло на нет. Остались лишь традиция и привычка, расцениваемая как символ уважения друг к другу. А с первой половины XVI века традиционные напитки стали постепенно вытесняться водкой, или «хлебным вином», как ее называли тогда. В XVII-XVIII веках по-прежнему существовали напитки, которые назывались «мед» или «медовуха», но со старинными русскими рецептами они уже не имели ничего общего.

Александра Шепель

Веселие Руси есть пити

Веселие Руси есть пити
Из летописи «Повесть временных лет» древнерусского летописца Нестора (вторая пол. XI - нач. XII в.), где повествуется о том, как киевский князь Владимир Святославович, или Владимир Святой (ум. 1015) выбирал веру для Руси. От принятия мусульманства, которое запрещало употребление вина, он отказался: Руси есть веселие пити, не можем без того быти. И потому князь Владимир предпочел православие, поскольку Православная церковь употребление вина не запрещает и даже использует последнее в обряде причастия.
Известно как «историческое» самооправдание всех любителей «выпить и закусить» (шутл.-ирон.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Веселие Руси есть пити" в других словарях:

    Книжн. Устар. О взгляде русских на хмельные напитки как на нечто веселящее душу. /i>

    Руси веселіе есть пити. Ср. Чепуха все это, что «Руси есть веселіе пити», вздоръ! На Руси пьютъ только съ горя, или отъ невѣжества, то есть, опять таки съ горя. Такихъ питуховъ, чтобы пили для одного удовольствія или радости, у насъ мало, иль ни… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Ср. Чепуха все это, что Руси есть веселие пити, вздор! На Руси пьют только с горя или от невежества, то есть опять таки с горя. Таких питухов, чтобы пили для одного удовольствия или радости, у нас мало иль ничуть не больше, чем у других народов …

    Руси есть веселие пити, не может без него быти. См. РУСЬ РОДИНА …

    Веселие на Руси есть пити. Книжн. Устар. О взгляде русских на хмельные напитки как на нечто веселящее душу. /i> Слова князя Владимира по Начальной летописи Нестора. БМС 1998, 77 … Большой словарь русских поговорок

    Ср. Водка для нашего брата пользительна... И сколько ей одних названий: и соколик, и пташечка, и канареечка, и маленькая, и на дорожку, и с дорожки, и посошок, и сиволдай, и сиводрала... Стало быть, разлюбезное дело эта рюмочка, коли всякий ее по … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    ЧВАННЫЙ, ЧВАНИТЬСЯ А. Л. Дювернуа в работе «Об историческом наслоении в сл авянском словообразовании» (1867) считал русское слово чванный заимствованным югославянизмом. Оно «...вошло в Россию вместе с югославянской цивилизацией)» и здесь уже… … История слов

    Чу! здесь русским духом пахнет. Древний Новгород и Псков господа (а Новгород был даже господин, государь). Сердце в Волхове (в Новгороде), душа на Великой (древний Псков). Новгород, Новгород, а постарше старого. Новгородская честь. Новгородская… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    веселиѥ - ВЕСЕЛИ|Ѥ (242), ˫А с. 1.Радость, веселье: Медъ въ веселиѥ дано бысть б҃гъмь. а не на пи˫аньство сътворено бысть. Изб 1076, 268 об.; христа бо възлюбиста. вьсѩко веселиѥ мирьскоѥ попьраста. Стих 1156 1163, 74; и призъвавъ митрополита съка||заше… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

Веселие Руси есть пити - слова, которые произнес киевский князь Владимир Святославович (ум. 1015), отвергая для России принятие мусульманской религии.

В летописи «Повесть временных лет» древнерусского летописца Нестора (вторая пол. XI - нач. XII в.) повествуется о том, как киевский князь Владимир Святославович (Владимир Святой) (ум. 1015) выбирал веру для Руси. От принятия мусульманства, которое запрещало употребление вина, он отказался, сказав: "Руси есть веселие пити, не можем без того быти". Так князь Владимир выбрал для России православие.

"Описание Магометова рая и цветущих гурий пленило воображение сластолюбивого Князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино - уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие для Русских; не можем быть без него ."

"Владимир, желая казаться другом народа своего, давал ему пиры и сказал Магометанским Болгарам: Руси есть веселие пити ."

Фраза "Веселье Руси - пить" указана в Большом толково-фразеологическом словаре (1904 г.).

Примеры

"Встретили мы Новый год опять у Маменькиных родных с таким, как деды наши говорили, «мочимордием», что оправдали дедовское речение: «Руси есть веселие пити »."

(1860 - 1904)

"Алкоголь замедляет обмен веществ, способствует отложению жира, веселит сердце человека. На всё сие школа не способна. Ломоносов сказал: «Науки юношей питают, отраду старцам подают». Князь же Владимир неоднократно повторял: «Веселие Руси питие есть». Кому же из них двоих верить? Очевидно — тому, кто старше."

(1826 - 1889)

Мелочи жизни. Портной Гришка:

"Водка для нашего брата пользительна... И сколько ей одних названий: и соколик, и пташечка, и канареечка, и маленькая, и на дорожку, и с дорожки, и посошок, и сиволдай, и сиводрала... Стало быть, разлюбезное дело эта рюмочка, коли всякий ее по-своему приголубливает."

Слова князя Владимира

Слова князя Владимира знают все, время от времени их произносят, но чаще всего в застольных разговорах, с улыбкой, как анекдот: сам де креститель Руси благословил наше пристрастие к хмельному питию. Такое отношение подкрепляется водочными маркетологами в многочисленных публикациях и аннотациях. Больше всего в этом преуспели производители водки из Мариинска, перефразировав слова князя Владимира: «Веселье Руси есть питиё».

Попытаемся разобраться, в шутку или всерьез говорил эти слова князь Киевский Владимир в «Повести временных лет». Против шутки многое. Летопись вели православные монахи, а с их точки зрения, смех греховен. Слова князя помещены в рассказ о выборе вер, когда легкомыслие противопоказано.

На Руси князь делил трапезу с дружиной. Это был светский обычай, но обязательный, потому что совместное участие в пире скрепляло дружбу князя с воинами, а в тех условиях взаимная симпатия была жизненно необходима. Непременная принадлежность пира - хмельные напитки, но строгий ритуал не допускал пьянства. Исходя из этого и нужно понимать знаменитые слова Владимира. Он оберегал «веселье» - не разгул, а нормальную жизнь. Из летописи очевидно, что пиры и впоследствии остались на Руси важнейшим общественным институтом, причём не только для элиты, но и для «простой чади».

Хмеля стали бояться гораздо позже, когда в русские пределы пришло винокурение. Хмель породила нечистая сила. На Руси были в ходу две версии. По одной - делать вино дьявол научил жену Ноя. Другая касалась обстоятельств первородного греха: первые люди начали с того, что упились, поэтому Бог изгнал их из Эдема, а вино проклял. Христос на брачном пиру в Кане Галилейской снимает с вина осуждение, претворив воду в вино. «Невинно вино, виновато пьянство» - эта пословица известна ещё по рукописям XVII века. Человеку надлежит ограничиваться тремя чашами, которые узаконили святые отцы, - теми, что выпиваются за монастырской трапезой во время пения тропарей. Первая чаша во здравие, другая - на веселье, третья - в отраду, а четвертой «не зымай», четвертая - «во пиянство».

В эпоху московских царей появляется кабак. В народном сознании он выглядит как исчадие зла, некая антицерковь, храм и община умерших при жизни. На борьбу с кабаком благословляется Илья Муромец. Народ не видит в нем ни малейшего нравственного изъяна, хотя он не трезвенник. Чаша в полтора ведра, которую он подымает одной рукой и выпивает одним духом, для него привычна. Разгромив кружала, Илья выкатывает бочки народу. Все пьют и радуются: зло побеждено и порок наказан! Что за притча - разбить кабак и пить за его погибель? Есть ли тут логика? Логика есть, и она одинакова для языческой и православной Руси.

Слова «праздный» и «праздничный» встарь были синонимами. Если речь шла о времени, то имелось в виду «пустое» (от работы) время. Но праздник был не равнозначен праздности, ничегонеделанию. Когда он наступает, трудится душа - и в церкви, и на братовщине. Грех в будни праздновать. Еще худший грех - в праздники работать. Жизнь не хаос, она подчиняется определенному порядку, уставу. У язычников эти функции выполнял глубоко религиозный земледельческий календарь. Исполняя его предписания о буднях и праздниках, о связанных с ними обрядах, человек мог надеяться на благополучие. Он мог рассчитывать и на поддержку мира, на своих односельчан, с которыми работал иногда вместе, но чаще порознь, а праздновали всегда сообща, после трудов праведных «привязывая душу» и веселя сердце. Мудр князь Владимир: «Не может без того быти».

Мёды

Слова Владимира были сказаны, когда еще не было винокурения и на братчинах пили мёды. Сейчас под словом «мёд» часто понимают бражку, где вместо сахара используется мёд. На самом деле на Руси исстари готовили «питные мёды» по уникальной, характерной только для славян технологии. Это были напитки на основе мёда как главного (по весу) компонента. Хоть мед и содержит большое разнообразие веществ, для сбраживания в нем не хватает кислоты. Поэтому мед всегда распускали (разводили) соком или целой ягодой: малиной, вишней, смородиной без использования воды. Смеси из 2 частей меда и 1 части сока или ягод перебраживали в больших бочках. В процессе брожения их несколько раз переливали, а затем наполняли бочонки, осмаливали и закапывали в землю на длительную выдержку.

Этот процесс назывался мёдоставом, а крепкий хмельной напиток, получающийся в итоге, - ставленным мёдом. Специалист, занимающийся ставленьем мёда, тоже назывался мёдоставом. Существовали три вида ставленных мёдов: простой, хмельный и поддельный. Простой сбраживался самостоятельно, поэтому очень медленно, тогда как в хмельный мёд для ускоренного брожения добавлялся хмель. Если минимальный срок выдержки простого ставленного меда - 8 лет, при этом он расценивался как молодой, сыроватый, а считался созревшим только после 15, к 40 годам, то хмельный мёд после трех лет выдержки считался молодым, а готовым - к 10 годам.

Часто в процессе приготовления (ставления) мёдов использовали пряности. Самыми распространенными были имбирь, гвоздика и корица. Такие мёды называли «поддельными», но не в современном понимании этого слова. И все-таки применение пряностей не было так широко распространено в мёдоставе, как в мёдоварении - технологии, возникшей несколько позже.

Именно такие ставленные мёды, простые, хмельные и поддельные, были основными алкогольными напитками на пирах киевских князей и московских государей. Именно эти мёды поражали вкусом варяжских гостей Древней Руси, именно о них пели песни, слагали поговорки и присказки. «Пиво не диво, а мёд - хвала и всему голова». Мёд был любимым напитком былинных богатырей и сказочных витязей. Только такой мёд мог поднять Илью Муромца после 33 лет паралича ног и сделать из него молодца, сильного богатыря и могучего витязя.

Сложный, требующий больших сырьевых затрат мёдостав не мог быть доступным всем. Для массового потребления хмельных напитков на основе мёда уже в конце XI века на Руси стали употреблять варёный или сытный мёд. Технология приготовления такого мёда близка к пиву, была доступна в любом домашнем хозяйстве и называлась мёдоварением. Получающийся в результате напиток был более экономичным по сырью и готовился в течение двух-трех недель, что и послужило причиной его быстрого распространения.

По словам И.И. Кораблева, профессора истории XIX века, «начиная с княжеских хором и кончая простолюдином, в доме каждого хозяина к праздникам и торжественным случаям варился мёд для себя и угощения. Мёды не опьяняли слишком человека, а лишь повышали настроение и увеселяли». Отсутствие мёда у хозяина считалось признаком крайней бедности.

Сытные меды готовились с добавлением воды. Сначала варили сыто: полуторное (1 ч. мёда + 0,5 ч. воды), двойное (1 ч. мёда + 1 ч. воды), тройное (1 ч. мёда + 2 ч. воды) и т.д. Сыто кипятили, закладывая пряности, фрукты, ягоды, иногда овощи, например сельдерей. Когда оно остывало, в него добавляли закваску. По окончании брожения, осветления и отстаивания сытный мёд мог употребляться сразу или после определенной выдержки.

Кипячение разбавленного водой мёда существенно ускоряло брожение и созревание мёда. Сырой мёд, смешанный с соком, не разведенный водой, бродил и вызревал очень медленно за счет высокого содержания сахаров (60 – 80 %) и белковых веществ (до 1,5 %). При разведении и кипячении эти факторы устранялись.

Таким образом, с самого начала XII века на Руси стали сосуществовать две принципиально разных технологии приготовления мёда, два разных напитка - ставленный (мёдостав) и сытный (мёдоварение) мёды. Но уже в XV веке ставленный мёд превращается в роскошь, его почти полностью заменяет сытный, а мёдостав как технологию начинают постепенно забывать. В XVI веке и мёдоварение начинает сокращаться из-за усиливающейся рационализации домашнего хозяйства. Для всех видов мёда, в том числе и для сытного, были характерны огромные потери сырья: выход готовой продукции составлял от 3/5 до половины от веса заложенного мёда. К тому же выделка мёда требовала больших первоначальных объемов закладки - чем больше, тем качественнее и вкуснее получится мёд.

В XVII веке мёдоварение уже становится редким явлением, эпизодически случающимся только в «домашних», богатых усадьбах. В окончательном исчезновении традиции классического мёдостава и мёдоварения виноваты и войны XVII века, и массовые перемещения населения в Петровскую эпоху. Но гибельным для всех видов мёда стало распространение винокурения. Оно вытеснило мёд окончательно и безвозвратно.

В XVIII и XIX века ставленые мёды выделывали только в богатых дворянских поместьях и в царских приказах. На коронации Александра III подавали 300-летние ставленые мёды. В последней четверти XIX века коронационные мёды закладывал в своём имении князь Лев Сергеевич Голицын. Их ставили в дни коронации на будущее. В 1913 году Л.С. Голицын передал в царские подвалы 1948 бутылок ставленых мёдов, среди которых были коронационные мёды Александра III и Николая II. Все они производились на алтайском сырье (Ламан Н.К., Борисова А.Г. Князь Лев Сергеевич Голицын. М.: Наука, 2000. С. 330.).

Медовуха как дрожжевая, квасная или фруктовая бражка с добавлением мёда с настоящим классическим мёдом не имеет ничего общего. Появилось это слово только в конце XIX века, утвердилось при советской власти и в нормативном русском языке не существовало. По существу, медовуха - это механическое разведение относительно небольших количеств мёда в воде с последующим сбраживанием раствора пивными дрожжами.

Слово "напиток" вошло в русский язык лишь полтораста лет назад. При этом напитками в России первоначально называли только безалкогольные жидкости, оказывающие подкрепляющие действия, то есть были сытными и питательными. Именно этим и объясняется архаичное сегодня выражение "откушать чаю".
История русских напитков своими корнями уходит в седую старину. Рассолы, морсы, квасы, меды, лесные чаи - путь их к нашему современному столу исчисляется многими столетиями.
Редкая славянская народная сказка не оканчивается присловием: "И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!" Что же это за мед такой,который пили да нахваливали наши предки? Появился этот напиток на славянской земле в незапамятные времена. Уже в древних русских литературных источниках мед упоминается как напиток, широко известный и почитаемый народом.
Так, Лаврентьевская летопись сообщает, что еще в 945 году княгиня Ольга велела древлянам наварить много меда, якобы для того, чтобы справить тризну по убитому ими князю Игорю.
Та же летопись рассказывает о грандиозном пире, устроенном в 996 году князем Владимиром. Князь приказал сварить для пира 300 бочек меда. Здесь же отмечено, что варили мед специальные медовары.Особой славой пользовались монастырские меды, а сами монастыри были наиболее крупными их производителями.
Особенно возросла роль монастырей в производстве медов после того, как в 15 веке великий князь Московский Василий Третий запретил их свободное производство, отдав этот выгодный промысел в руки государства и церкви.
Мастерство монастырских медоваров было настолько высоко, что царь Алексей Михайлович посылал к ним на выучку своих поваров.
Каких только медов ни делали наши мудрые предки: мед простой, пресный, обарный, красный, белый, боярский, вишневый, малиновый, смородиновый.Однако все по способу производства разделяли на вареные и ставленные. Вареные меды готовили с помощью тепловой обработки, а ставленные - холодным методом.
Технология приготовления вареных медов была такой:медовый сот разводили теплой водой и процеживали сквозь частое сито (чтобы отделить примеси воска). В процеженный мед добавляли хмель (полведра на пуд меда) и варили до тех пор, пока жидкость не уваривалась до половины. После этого ее выливали в медную посуду, охлаждали и бросали в нее ржаной хлеб, намазанный патокой и дрожжами. Когда смесь начинала бродить,ее сливали в бочки. Бочки укупоривали и опускали в ледник, где их выдерживали длительное время. Таким образом варили обарный мед.
Хранили готовый мед в ледниках, где он долгое время оставался свежим и крепость его не повышалась. Крепость медов была разная, в зависимости от назначения напитка. Наряду со слабоалкогольными готовились и довольно крепкие хмельные меды.
Однако эти напитки не шли ни в какое сравнение с вытеснившей их водкой. Они были слабее, обладали приятным вкусом, ароматом.
Между прочим, несколько лет назад в центре Магнитки красовался многометровый баннер:
"Мужики, хорош бухать:
Пора Россию подымать!"

Рецензии

Валерий!
Интересно и познавательно!
Но был на Руси еще один старинный напиток из воды, мёда и пряностей - сбитень. Вероятно, появился он много позже мёда. Пили мёд, пили сбитень, а водка всё угробила.
Русская водка - это понятие во всех языках мира стало таким же известными общепринятым, как шотландское виски, чешское пиво и французские вина. У В.В.Похлёбкина (известно ли Вам это имя?) есть монография "История водки". Тоже интересно и познавательно.

Здоровья и благополучия!
С уважением
Вадим Иванович

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...