Внутреннее строение. жизнедеятельность пресмыкающихся. Другие способы передвижения

Цель: сформировать знания об особенностях строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся

изучить особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся, связанных с приспособлением к жизни на суше;

развивать умения сравнивать, делать выводы;

осуществлять экологическое воспитание.

Оборудование: картинки с изображением крокодила, черепахи, ящерицы, презентация, учебник В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова Биология 7 класс, М: Просвещение, 2009

Ход урока.

Оргмомент. Определение темы урока, используя представленные картинки, определение цели урока. Что мы можем узнать на уроке, чему можем научиться?

Цель: познакомиться с особенностями строения, образа жизни пресмыкающихся. Научиться различать животных, определять их роль в природе, жизни человека. Слайд 1

Общая характеристика пресмыкающихся. Работа с текстом на стр. 200. Наземные животные, размножаются на суше яйцами с запасом питательных веществ и покрытых оболочкой. Дышат легкими, температура тела непостоянная.
Внешнее строение пресмыкающихся. Слайд 2

А) отделы тела: голова, шея, туловище, конечности, хвост.

Б) покров тела: сухая кожа с роговыми чешуйками. Происходит линька. Слайд 3

В) органы головы: глаза, имеющие третье веко, барабанная перепонка - среднее ухо.

Внутреннее строение. Составить таблицу. Слайд 4

Система органов

Особенности строения

Опорно - двигательная (скелет)

Появление шеи грудной клетки

Кровеносная система

Неполная перегородка в желудочке сердца

Дыхательная

Всасывающий тип дыхания за счет грудной клетки

Половая система

Внутреннее оплодотворение, размножение яйцами

Систематика пресмыкающихся. Составление схемы. Слайд 5

Пресмыкающиеся

Отряд чешуйчатые

клювоголовые

Отряд черепахи Отряд крокодилы

Интересное из жизни животных. Сообщения учащихся.

Знаете ли вы животное зем - зем? Серый варан, пустынный крокодил. Слайд 6

Кто не читал замечательный рассказ А.П. Чехова «Хамелеон»? Почему Чехов дал рассказу такое название? Кто такой хамелеон? Слайд 7

Змеи могут заглатывать крупную добычу? Уж, например, довольно легко заглатывает лягушек. Благодаря чему это возможно? Слайд 8

Часто используют выражение «крокодиловы слезы», верно ли оно?

Значение пресмыкающихся. Слайд 9. К каким пресмыкающимся и почему имеют отношение перечисленные слова и словосочетания: грызуны, чемодан, оправа для очков, кухня, заповедник, железнодорожная насыпь
Закрепление знаний.

А) Игра «Третий - лишний». Слайд 10

Гаттерия варан анаконда кобра

Веретеница кайман гюрза уж

Кобра гавиал хамелеон гадюка

Б) тест. 1 вариант - признаки пресмыкающихся, 2 вариант - признаки земноводных

1.постоянная температура тела

2.непостоянная температура тела

3.обитают на суше и в воде

4. тело покрыто влажной, слизистой кожей

5.кожа сухая, покрытая роговыми чешуйками

6. сердце трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке

7.шея имеется

8. дыхание при помощи легких

9.органы дыхания - легкие и кожа

10. оплодотворение внутреннее

11. оплодотворение наружное

Пресмыкающиеся - 2,5,6.7,8,10

Земноводные - 2,3,4,9,11

В) что нужно делать, если вас или вашего товарища укусила ядовитая змея?

Г) к какому отряду относится животное, имеющее характеристику:

Водный и наземный образ жизни

Панцирь - внешний скелет

Челюсти без зубов, имеют роговой клюв, покрывающий челюсти

Размножение на суше, развитие без превращений

Домашнее задание

П. 52. Составить 2 цепи питания, в которых пресмыкающиеся являлись бы одним из звеньев. По следам ящеров, сон, который приснился мне. Рефлексия.















Пищеварительная система ящерицы Переваривание белков 1)Заканчивается переваривание 2)Всасывание веществ в кровь 1)Заканчивается переваривание 2)Всасывание веществ в кровь Выделяет желчь (помогает переваривать вещества) Выделяет желчь (помогает переваривать вещества)








Хамелеоны ловят насекомых, выстреливая в них растяжимым липким языком. Высмотреть добычу и точно прицелиться помогают двигающиеся независимо глаза. У черепах нет зубов, но есть роговые края челюстей. Ими одни черепахи охотятся на животных, а другие откусывают части растений


Ядовитые змеи, нападая на добычу, поражают ее выдвижными зубами, по каналу которых яд из ядовитой железы попадает в жертву. У некоторых змей на кончике головы есть особые тепловые рецепторы. С их помощью змея обнаруживает теплокровных животных и неожиданно нападает на них


ПРИЕМЫ ОХОТЫ У ЗМЕЙ Охотничьи приемы змей не имеют равных в природе. Особое устройство челюстей позволяет змеям глотать добычу толще себя. Это достигается тем, что квадратная кость, соединяющая нижнюю челюсть с черепом, подвижная, и поэтому нижняя челюсть может широко распахиваться и двигаться вперед и назад. Впереди челюсти есть растяжимая связка.


Полозы и удавы предварительно душат добычу. Обыкновенный удав, схватив крысу за шею, обвил ее кольцами своего тела, сдавил и душит. Многие змеи заглатывают добычу живьем. Уж, поймав лягушку за кончик морды, перебирая челюстями, постепенно втягивает ее в себя











Органы выделения ящерицы В почках (1) происходит фильтрация воды вместе с вредными продуктами обмена и образуется моча. По мочеточникам (2) она попадает в мочевой пузырь, а затем стекает в клоаку (3) в виде кашицеобразной массы, основу которой составляет мочевая кислота. Оттуда она с экскрементами выходит наружу.


И так, выделительная система пресмыкающихся сходна с таковой рыб и земноводных. Она состоит из почек, которые с помощью мочеточников соединены с клоакой. Мочевой пузырь есть не у всех. В отличие от земноводных конечным продуктом распада стала мочевая кислота, которая выделяется в виде густой белой кашицы. Это позволяет экономично расходовать воду. В чем особенность дыхательной системы ящерицы?














Кровеносная система Сердце трехкамерное. Такое строение сердца и две дуги аорты, сливающиеся на определенном этапе в одну вену, позволяют ящерице регулировать поступление кислорода с кровью к передним конечностям, голове и остальному телу по потребности.


Функционируют два круга кровообращения. Легочная артерия отходит от правой стороны желудочка и доставляет в легкие венозную кровь. Разветвления правой дуги аорты, отходящие от левой стороны желудочка сердца, несут артериальную кровь в головной мозг. Левая дуга аорты отходит от средней части желудочка и снабжает смешанной кровью все остальные органы тела








Головной мозг Полушария головного мозга хорошо выражены. Около 1/4 их объема занимает кора, отвечающая за сложные формы поведения. Остальной объем полосатые тела, отвечающие за инстинктивное поведение. Ведающий равновесием и координацией мозжечок развит сильнее, чем у земноводных и рыб. Обонятельные доли, слуховые ядра и зрительные бугры развиты хорошо. Домашнее задание.§ 39,§ 40(если не успели выполнить задания), стр.206 вопрос 6-7, стр.210 вопросы 5- 6 письменно в тетради. Задания на выбор: 2.Подготовьте сообщение или презентацию на тему «Рептилии Красной Книги Украины». 3.Составьте кроссворд или тест по изученным темам « Строение пресмыкающихся и земноводных». 4. Подготовьте сообщение «Сезонные явления в жизни пресмыкающихся». 5.Подготовьте презентацию самые большие и самые маленькие пресмыкающиеся. 6. Составьте текст обращения пресмыкающихся к человеку. 7. Составьте портрет преступника по имени кобра. 8. Напишите мини-сочинение Я- самая… от имени ящерицы.




краткое содержание презентаций

Рептилии

Слайдов: 29 Слов: 365 Звуков: 0 Эффектов: 12

Пресмыкающиеся. Содержание: Пресмыкающиеся Сходство пресмыкающихся с другими животными Отличительные признаки пресмыкающихся Самые древние пресмыкающиеся Пресмыкающиеся - гиганты. Сходство пресмыкающихся с другими животными. Рептилии, как и птицы выводят детёнышей из яиц. Некоторые рептилии имеют четыре ноги и хвост, как и млекопитающие. Некоторые рептилии имеют чешую, как и рыбы. Некоторые рептилии имеют панцирь, как и ракообразные. Отличительные признаки пресмыкающихся. ДИНОЗАВРЫ – самые древние пресмыкающиеся. Тиранозавр. Бронтозавр. Стегозавр. Летающий ящер. Пресмыкающиеся – гиганты. - Рептилии.ppt

Класс Рептилии

Слайдов: 51 Слов: 1407 Звуков: 1 Эффектов: 22

Класс Пресмыкающиеся. В мире животных. Рептилии. Пресмыкающиеся. Ядовитые змеи. Ответы к тесту. Класс Рептилии. Классификация пресмыкающихся. Конкурс. Отряд Чешуйчатые. Ящерицы. Тёплое время года. Змеи. Линька. Гремучники. Анаконда. Подотряд Хамелеоны. Отряд Черепахи. Откладывание яиц. Кожистая черепаха. Слоновая черепаха. Отряд Крокодилы. Обитают в воде. Тело. Детеныш. Самка крокодила. Кайман. Гавиал. Отряд Клювоголовые. Однажды. Программа «Здоровье». Первая помощь при укусе змеи. Черный ящик. Резиновые сапоги. Диалоги о животных. Письмо Барона Мюнхгаузена. Уважаемая программа. Буря. - Класс Рептилии.ppt

Пресмыкающиеся

Слайдов: 16 Слов: 532 Звуков: 0 Эффектов: 67

Пресмыкающиеся. Особенности строения. Многообразие пресмыкающихся. Питание. Анаконда. Индийская кобра. Гремучая змея. Слоновая черепаха. Зелёная черепаха. Пустынная черепаха. Нильский крокодил. Американский аллигатор. Хамелеон. Воротниковая ящерица. Значение пресмыкающихся. Литература. - Пресмыкающиеся.ppt

Урок Пресмыкающиеся

Слайдов: 12 Слов: 274 Звуков: 0 Эффектов: 37

(Многообразие пресмыкающихся) Урок – марафон. Развивать логическое, образно-чувственное мышление, творческие способности учащихся. Знакомство с классификацией пресмыкающихся. Классификация и систематика пресмыкающихся. В реках Африки живёт Злой зелёный пароход! Кто б навстречу ни поплыл, Всех проглотит… Каких ящериц легко спутать со змеями? (Да, крокодил плачет, но не от горя, а от избытка солей. Игра «Кто лишний?» В каждой строчке вычеркните название лишнего животного: - Урок Пресмыкающиеся.ppt

Класс Пресмыкающиеся

Слайдов: 50 Слов: 929 Звуков: 0 Эффектов: 428

Класс Пресмыкающиеся или Рептилии. Отряд Чешуйчатые. Назовите представителей класса Земноводные отряда Хвостатые. Дайте биологическую характеристику отряда Хвостатые. Перечислите признаки земноводных из отряда Бесхвостые. Какова роль земноводных в природе. Зоовикторина. - Почему лягушек называют амфибиями? - Почему глаза лягушек называют удивительными? - В чём польза жаб? - Почему лягушка хватает только движущуюся добычу? - Почему кожа лягушки покрыта не водой, а слизью? - Что общего между аквалангистом и лягушкой? Общая характеристика класса Пресмыкающихся. Кожа сухая, без желёз. - Класс Пресмыкающиеся.ppt

Пресмыкающиеся рептилии

Слайдов: 21 Слов: 588 Звуков: 0 Эффектов: 123

Пресмыкающиеся. Общая характеристика. Древние пресмыкающиеся. Разнообразие современных рептилий. Наступление человека. «Золотой» век рептилий. Пресмыкающиеся происходят от древних палеозойских земноводных – стегоцефалов. Появление рептилий на нашей планете было одним из величайших событий. «Золотой» век рептилий глазами современных художников. Ящерицы. являются хищниками. Змеи. По способу питания змеи делятся: Ядовитые (гадюка, кобра) Удавы (питон, анаконда) Ужеподобные (полоз, уж). Неуязвимые черепахи. Форма панциря зависит от способа существования вида. Конечности приспособлены для хождения. - Пресмыкающиеся рептилии.ppt

Пресмыкающиеся животные

Слайдов: 12 Слов: 350 Звуков: 0 Эффектов: 0

Общая характеристика пресмыкающихся. Класс Пресмыкающиеся (Рептилии). Отряд Чешуйчатые. Отряд Крокодилы. Отряд Черепахи. Подотряд Ящерицы. Подотряд Змеи. Подотряд Хамелеоны. Внешнее строение ящерицы. Ящерица прыткая. Рис.Петровой Т. Здесь же зимуют. Среда обитания. Способ передвижения. Земноводные. Пресмыкающиеся. Скелет ящерицы. Особенности скелета. Сравнение внешнего строения и образ жизни прыткой ящерицы и гребенчатого тритона. - Пресмыкающиеся животные.ppt

7 класс Пресмыкающиеся

Слайдов: 28 Слов: 1349 Звуков: 0 Эффектов: 0

Класс: пресмыкающиеся. Общая характеристика класса. В ходе завоевания суши пресмыкающиеся приобрели ряд адаптации: Тело подразделяется на голову, шею, туловище, хвост и пятипалые конечности. Рост животного сопровождается периодической линькой. 3.Скелет прочный, окостеневший. Позвоночник состоит из пяти отделов: шейного, грудного, поясничного, крестцового и хвостового. Плечевой и тазовый пояса конечностей укреплены и связаны с осевым скелетом. Развиты ребра и грудная клетка. 4. Мускулатура более дифференцирована, чем у земноводных. Развиты шейные и межреберные мышцы, подкожная мускулатура. - 7 класс Пресмыкающиеся.ppt

Биология 7 класс Пресмыкающиеся

Слайдов: 31 Слов: 1182 Звуков: 0 Эффектов: 0

Происхождение и многообразие пресмыкающихся. Происхождение пресмыкающихся. Первыми пресмыкающимися были котилозавры, которые произошли от древних стегоцефалов. Котилозавры вымерли. В триасовом периоде котилозавры вымерли. Анапсиды сохранили некоторые примитивные черты котилозавров. Другой отряд зверообразных – терапсиды – появились в конце пермского периода. Зверозубые по строению зубов, черепа, позвоночника и конечностей близки к млекопитающим. В середине юрского периода синапсиды вымерли. Диметродон. Иностранцевия. Териодонт. Зверообразные пресмыкающиеся были самой распространённой и высокоорганизованной группой рептилий. - Биология 7 класс Пресмыкающиеся.ppt

Класс Пресмыкающиеся или Рептилии

Слайдов: 23 Слов: 738 Звуков: 0 Эффектов: 11

Презентация к уроку «Пресмыкающиеся». Что нам предстоит сегодня? Ответить на вопрос: «Почему пресмыкающихся считают первыми настоящими сухопутными животными?». Пресмыкающимися. Как мы будем работать? Мы будем внимательно слушать объяснение учителя. Отвечать на поставленные вопросы. Результаты нашей работы мы будем заносить в рабочие листы и тетради. Пресмыкающиеся. Что мы знаем о земноводных? Каков статус современных рептилий? Черепахи: только 200 видов. Крокодилы: 23 вида и Гаттерия: всего 1 вид. Внешнее строение рептилий. Скелет пресмыкающихся. Внутреннее строение рептилий. - Класс Пресмыкающиеся или Рептилии.ppt

Характеристика рептилий

Слайдов: 13 Слов: 898 Звуков: 4 Эффектов: 67

Загрузка животных в презентацию. Характеристика и история рептилий. Характеристика рептилий. Пресмыкающиеся. Внешнее строение. Язык. Внутреннее строение. Подвижность шеи. Рёбра. Сердце трёхкамерное. Размножаются на суше. Холодная кровь. The End. - Характеристика рептилий.ppt

Характеристика пресмыкающихся

Слайдов: 35 Слов: 500 Звуков: 1 Эффектов: 77

Общая характеристика пресмыкающихся. Образ жизни. Наземные позвоночные животные. Класс Пресмыкающиеся. Внешнее строение ящерицы. Голова. Среда обитания. Способ передвижения. Характеристика пресмыкающихся. Скелет ящерицы. Характеристика пресмыкающихся. Особенности скелета. Характеристика пресмыкающихся. Характеристика пресмыкающихся. Нервная система. Физкультминутка. Размножение рептилий. Прыткая ящерица. Варан. Гремучая змея. Гадюка. Характеристика пресмыкающихся. Оплодотворение. Откладка. Характеристика пресмыкающихся. Первая оболочка зародыша. Развитие яйца. Зародыш рептилий. - Характеристика пресмыкающихся.ppt

Особенности пресмыкающихся

Слайдов: 22 Слов: 608 Звуков: 0 Эффектов: 0

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика. Древние пресмыкающиеся. Птеранодон. Отряд Чешуйчатые. Ящерица Прыткая. Ящерица Живородящая. Вараны. Комодский варан. Змеи. Зеленый питон. Королевская кобра. Отряд Черепахи. Морская черепаха. Болотная черепаха. Слоновая черепаха. Отряд Крокодилы. Тело крокодилов вытянуто и сплюснуто в спинно-брюшном направлении. Аллигатор китайский. Аллигатор гавиаловый. Рефлексия. Основная общеобразовательная школа. - Особенности пресмыкающихся.ppt

Строение пресмыкающихся

Слайдов: 36 Слов: 2902 Звуков: 0 Эффектов: 181

Ящерицы, змеи, крокодилы и черепахи во все времена привлекали внимание людей. Узнаете, какие виды занесены в Красную книгу Бурятии. Слайд «Обобщение» представлен в виде блок-схемы. «Пресмыкающиеся». Внешнее и внутреннее строение прыткой ящерицы (Lacerta agilis)». Цель: изучить образ жизни, внешнее и внутреннее строение класса Пресмыкающиеся. На кончиках пальцев роговой покров образует когти. Когтями ящерица цепляется при лазании. Периодически ящерица линяет. сходен с внутренним строением земноводных, но есть существенные отличия. У ящерицы имеется 8 шейных позвонков, что обеспечивает подвижность головы. - Строение пресмыкающихся.ppt

Строение класса пресмыкающихся

Слайдов: 21 Слов: 1735 Звуков: 0 Эффектов: 0

Пресмыкающиеся. 9400 видов пресмыкающихся. Строение. Покров. Скелет. Отличия. Мышечная система. Нервная система. Средний мозг. Строение класса пресмыкающихся. Строение мозга. Органы чувств. Строение класса пресмыкающихся. Дыхательная система. Строение класса пресмыкающихся. Система. Половая система. Пищеварительная система. Система кровообращения. Строение класса пресмыкающихся. Строение класса пресмыкающихся. - Строение класса пресмыкающихся.pptx

Внутреннее строение пресмыкающихся

Слайдов: 31 Слов: 741 Звуков: 0 Эффектов: 61

Внутреннее строение. Жизнедеятельность пресмыкающихся. Сравните внешнее строение лягушки и ящерицы. С какой особенностью внешнего строения связано название класса Пресмыкающиеся? В чем принципиальное отличие пресмыкающихся от земноводных? В чем сходство и в чем отличие между скелетом лягушки и скелетом ящерицы? Внутреннее строение ящерицы хамелеона. Назовите особенности внутреннего строения ящерицы хамелеона? По ходу изучения материала заполните таблицу Особенности внутреннего строения пресмыкающихся. Пищеварительная система рыбы и лягушки. Пищеварительная система ящерицы. - Внутреннее строение пресмыкающихся.pptx

Многообразие рептилий

Слайдов: 45 Слов: 1471 Звуков: 0 Эффектов: 0

Многообразие пресмыкающихся. Многообразие современных пресмыкающихся. Класс Пресмыкающиеся. Отряд Черепахи. Слоновая черепаха. Расписная черепаха. Каймановая черепаха. Матамата. Кожистая черепаха. Черепаха. Отряд Чешуйчатые. Клык гремучей змеи. Язык. Анаконда убивает добычу путем удушения. Свиноносая змея. Рогатая гадюка. Сучок. Щитомордники. Гремучники. Анаконда. Сосновая змея. Бросок головы. Африканский скалистый питон. Гадюка-носорог. Подотряд Хамелеоны. Хамелеон Джексона. Глаза хамелеона. Рога на голове хамелеона. Хамелеоны. Пантеровый хамелеон. Подотряд Ящерицы. Желтопузик. - Многообразие рептилий.ppt

Список пресмыкающихся

Слайдов: 23 Слов: 820 Звуков: 0 Эффектов: 0

Многообразие пресмыкающихся. Многообразие современных пресмыкающихся. Класс Пресмыкающиеся. Отряд Черепахи. Слоновая черепаха. Каймановая черепаха. Отряд Чешуйчатые. Клык гремучей змеи при укусе действует как шприц. Язык. Анаконда убивает добычу путем удушения. Рогатая гадюка. Список пресмыкающихся. Гремучники. Подотряд Хамелеоны. Глаза хамелеона. Хамелеоны - мастера. Ящерицы. Желтопузик. Геккон с Мадагаскара. Вараны. Крокодилы. Кайман. Клювоголовые. - Список пресмыкающихся.pptx

Многообразие пресмыкающихся

Слайдов: 25 Слов: 561 Звуков: 0 Эффектов: 0

Урок виртуальное путешествие. Многообразие пресмыкающихся. Цели урока. - Выделена область где численность рептилий максимальна. Карта мира. Классификация пресмыкающихся. Класс пресмыкающиеся подразделяется на отряды: Черепахи Крокодилы Чешуйчатые – ящерицы и змеи. Черепахи. Насчитывают около 230 видов современных черепах, группируемых в 12 семейств. Каждое семейство имеет свои центры распространения и обилия. Галапагосские острова (географическое положение). Слоновая черепаха. Слоновые черепахи обитают на островах Галапагосского архипелага. Известно 12 подвидов. Самцы обычно крупнее самок. - Многообразие пресмыкающихся.ppt

Отряды пресмыкающихся

Слайдов: 17 Слов: 377 Звуков: 0 Эффектов: 0

Класс Пресмыкающиеся. Пресмыкающиеся – позвоночные животные. В большинстве своем живут на суше. Отсюда – название класса. Класс Рептилии. Отсюда название – «рептилии» – покрытые чешуями. Происхождение Пресмыкающихся. Среды обитания. Пресмыкающиеся освоили среды обитания: *наземно-воздушную Водную * почвенную. Численность и распределение по Отрядам. Отряд Клювоголовые. Гаттерия. Отряд Чешуйчатые Ящерицы. Отряд Чешуйчатые Змеи. Отряд Черепахи. Отряд Крокодилы. Внешнее строение пресмыкающихся. Скелет пресмыкающихся. Вопросы для повторения. Пресмыкающиеся – наземные животные. Представители пресмыкающихся. - Отряды пресмыкающихся.ppt

Подотряды пресмыкающихся

Слайдов: 37 Слов: 1300 Звуков: 0 Эффектов: 227

Изо рта непрерывно высовывается длинный язык оранжевого цвета. Из засады нападает на кабанов, обезьян, таскает из деревень кур, коз собак. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии, или Гады. Около 6000 видов. Чешуйчатые. Черепахи. Отряды. Клювоголовые. Гаттерия. Крокодилы. Аллигатор. Черепаха болотная. Уж. Подотряд змеи. Подотряд хамелеоны. Подотряд ящерицы. Раздел зоологии, изучающий пресмыкающихся, называется герпетологией. Герпетолог. Большинство змей располагают единственным оружием – челюстями и зубами. К добыче подкрадываются различными способами. - Подотряды пресмыкающихся.ppt

Многообразие отрядов пресмыкающихся

Слайдов: 22 Слов: 870 Звуков: 0 Эффектов: 43

Многообразие пресмыкающихся. Показать многообразие современных пресмыкающихся. Знакомство обучающихся с многообразием пресмыкающихся. Разнообразие пресмыкающихся. Многообразие. Многообразие отрядов пресмыкающихся. Гаттерия. Отряд Чешуйчатые. Хамелеон. Способность изменять окраску. Подотряд змеи. Сравнительные размеры змей и их добычи. Способы передвижения змей. Гадюка. Многообразие отрядов пресмыкающихся. Отряд черепахи. Скелет черепахи. Отряд крокодилы. Отличие между аллигатором и крокодилом. Особенности представителей отрядов пресмыкающихся. Холоднокровные животные. - Многообразие отрядов пресмыкающихся.ppt

Крокодилы

Слайдов: 17 Слов: 963 Звуков: 0 Эффектов: 0

Крокодилы. Крокодил. Место обитания. Жизнь крокодила. Пища. Челюсть крокодила. Органы пищеварения. Органы выделения и размножения. Нервная система и органы чувств. Образ жизни. Сиамский крокодил. Внешний вид. Обитает в Камбодже. Популяция. Крокодилы. Вот что делают с кожей крокодила. Крокодилы. - Крокодилы.pptx

Черепахи

Слайдов: 14 Слов: 1061 Звуков: 0 Эффектов: 0

Черепахи. Скелет. Мускулатура челюстей черепах, особенно крупных, очень мощная. Панцирь. Второй у подавляющего большинства черепах образован грудиной, ключицами и брюшными рёбрами. Голова и шея. Конечности. Спрятанные передние ноги взрослой леопардовой черепахи. Хвост. Существуют черепахи с длинными хвостами. Шип на хвосте балканской черепахи. Зелёная черепаха. Каймановая черепаха. Размножение. Спаривание у водяных черепах проходит в воде прямо во время плавания. Спаривание гигантских черепах. Все известные современные черепахи - яйцекладущие. Затем ямка засыпается и утрамбовывается сверху ударами пластрона. -

Отряд Черепахи

Слайдов: 14 Слов: 667 Звуков: 1 Эффектов: 10

Черепахи. Многообразие современных пресмыкающихся. Панцирь черепахи. Слоновая черепаха. Зелёная черепаха. Галапагосская черепаха. Каймановая черепаха. Грифовая черепаха. Кожистая черепаха. Звездчатая черепаха. Средиземноморская черепаха. Питомник для черепах. Значение черепах. Черепахи, охраняемые и занесённые в Красную книгу. -

Отряд Чешуйчатые

Слайдов: 18 Слов: 276 Звуков: 4 Эффектов: 78

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии Отряд Чешуйчатые. Происхождение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся. Динозавры: 1-бронтозавр (апатозавр); 2-тираннозавр; 3-трицератопс; 4-стегозавр. Брахиозавр – самый крупный динозавр. Длина – более 30 м, масса – 50 т. Среди хищных динозавров самым крупным и страшным был тираннозавр. Высота – около 6 м, длина – 10 м, масса – 10 т. Самый крупный из летающих ящеров - птеранодон. Палеонтологи-ческие раскопки -прямое доказательство существования динозавров на нашей планете. Внешнее строение прыткой ящерицы. Змеи. Передвигается за счет изгибов туловища. - Отряд Чешуйчатые.ppt

Ящерицы

Слайдов: 7 Слов: 586 Звуков: 0 Эффектов: 0

Ящерицы. Тело длиной от 3,5 см до 4 м (комодский варан), покрыто ороговелыми чешуйками. Туловище уплощенное, сжатое с боков (или цилиндрическое), разнообразной окраски. Веки подвижные или сросшиеся (у гологлазов), образуют «очки». Конечности у большинства хорошо развитые, у некоторых редуцированные или вовсе отсутствуют. Многие виды ящериц способны отбрасывать хвост (автотомия). Некоторые ядовиты (ядозубы). Некоторые способны к планирующему полету. Гигантский комодский варан нападает на различных млекопитающих. В основном яйцекладущие, есть яйцеживородящие и живородящие. Некоторым видам свойствен партеногенез. - Ящерицы.pptx

Желтопузик

Слайдов: 14 Слов: 1369 Звуков: 0 Эффектов: 0

Презентация на тему: желтопузик (Pseudopus apodus). Исторический факт. Впоследствии Паллас обнаружил желтопузика и в долине реки Терек. Внешнее описание. Одно легкое заметно удлинено, другое - недоразвито. Географическое распространение. Местообитание. Может влезать на ветви кустарников (лоха и тамарикса) и стебли камыша. Убежища. В поисках пищи обычно отходит от укрытий не далее 200-300 м. Спячка и поведение. Реакция на человека. Размножение. Процесс инкубации длится в среднем 30-45, максимум - 65 суток. Температура инкубации в неволе от +28 до +30 "С. С конца июля до сентября вылупляется молодь. -















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Применение ИКТ формирует коммуникативные качества личности, помогает ребёнку адаптироваться в информационном обществе. Информационно-коммуникативные технологии имеют целый ряд очевидных достоинств:

Урок становится более ярким, эффектным, а значит запоминающимся, что стимулирует познавательный интерес учащихся;

Расширяется информационное поле урока;

Повышается эффективность урока;

Экономится время учителя на уроке и затраты при подготовке;

Достигается индивидуализация процесса обучения и стимулируется самостоятельная активность учащихся.

Наконец, это интересно самому учителю, несмотря на продолжительный подготовительный этап. Урок получается более ярким, интересным, информационно насыщенным, детально проработанным, а удовольствие от хорошо проведенного урока компенсирует потраченное на его подготовку время!

Я предлагаю разработку двух уроков по зоологии для 7 класса с использованием на уроке мультимедийной презентации, разработанной мною для разнообразия наглядности применяемой на уроках.

Урок "Класс Пресмыкающиеся, особенности строения,
жизнедеятельности как первых настоящих наземных позвоночных"

Задачи: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности пресмыкающихся как первых настоящих наземных позвоночных; выявлять черты приспособленности организмов к жизни на суше.

Оборудование: мультимедийная презентация “Класс пресмыкающиеся”; таблицы с изображением пресмыкающихся.

I. Проверка знаний

Выполнение тестового задания из книги С.И. Гуленков, Н.И. Сонини “Тестовые задания. 7 класс”.

Работа по вариантам.

Вариант №1

1) Название класса Земноводные свидетельствует о том, что жизнь этих животных хотя бы на отдельных этапах жизненного цикла связана с водой:

а) соленой;

б) пресной;

в) или соленой, или пресной.

2) Отделы в позвоночнике лягушки:

а) шейный и туловищный; в) хвостовой;

б) крестцовый; г) все верно.

3) В среднем ухе лягушки слуховых косточек:

а) одна; б) две; в) три; г) четыре.

4) Амфибии - это животные:

а) холоднокровные;

б) теплокровные.

5) У лягушки сердце:

а) однокамерное; в) четырехкамерное;

б) двухкамерное; г) трехкамерное.

6) Предками земноводных считают древних рыб из класса Костные рыбы, подкласса:

а) лучеперые рыбы;

б) кистеперые рыбы;

в) двоякодышащие рыбы;

г) хрящекостные рыбы.

1) У земноводных в отличие от представителей костных рыб:

а) четыре отдела в позвоночнике;

б) парные конечности подвижно сочленены с телом;

в) четырехкамерное сердце;

г) два круга кровообращения;

д) есть среднее ухо с двумя слуховыми косточками.

2) Для земноводных характерно:

а) наличие кроветворного органа - красного костного мозга;

б) наличие шейного отдела в позвоночнике;

в) полное разделение артериального и венозного кровотока;

г) наличие трубчатых костей в скелете;

д) отсутствие век.

3) В классе земноводных выделяют отряды:

а) хвостатые;

б) бесхвостые;

в) четырехногие;

г) безногие;

д) безголовые.

а) однокамерное сердце;

б) сердце двухкамерное;

в) глаза не имеют век;

г) осевой скелет представлен хордой;

д) три пары ног.

Вариант №2

1. Выберите один правильный и наиболее полный ответ.

1) У земноводных выделяют следующие отделы тела:

а) голова, шея, туловище, хвост;

б) голова, шея, грудь, туловище, хвост;

в) голова, туловище, хвост;

г) голова, грудь, хвост.

2) Лягушки отнесены к отряду:

а) хвостатые;

б) бесхвостые;

в) безногие.

3) Аксолотль - это личинка животного:

а) тритона малоазиатского;

б) амбистомы тигровой;

в) червяги цейлонской;

г) квакши обыкновенной.

4) На суше зимуют амфибии:

а) тритоны; в) жабы;

б) саламандры; г) все верно.

5) Тазовый пояс лягушки связан с позвоночником на уровне следующего отдела:

а) туловищного; в) поясничного;

б) крестцового; г) хвостового.

6) Предками земноводных считают древних кистеперых рыб, обитавших:

а) в море;

б) в пресном водоеме.

2. Выберите три правильных ответа.

1) У земноводных в отличие от представителей надкласса Рыбы:

а) парные конечности с суставным соединением костей;

б) конечности с пальцами;

в) хорошо выражена шея;

г) имеется селезенка;

д) череп подвижно соединен с шейным позвонком.

2) У лягушки озерной:

а) пояс задних конечностей не связан с осевым скелетом и находится в толще мышц;

б) ухо только внутреннее;

в) пояс задних конечностей опирается на позвоночник;

г) позвоночник из четырех отделов;

д) передний мозг из двух полушарий.

3) У бесхвостых амфибий:

а) нет грудной клетки;

б) есть грудная клетка;

в) хвостовые позвонки слились в единую кость;

г) в шейном отделе позвоночника один позвонок;

д) нет хвостового отдела у позвоночника.

4) У головастика лягушки прудовой, в отличие от взрослой особи:

а) трехкамерное сердце;

б)однокамерное сердце;

в) есть хвост с хвостовым плавником;

г) один круг кровообращения;

д) есть орган боковой линии.

II. Изучение нового материала

  1. Особенности организации пресмыкающихся как первых настоящих наземных позвоночных. Особенности внешнего строения в сравнении с земноводными. Тело ящерицы и его основные отделы, особенности рогового покрова, кожи, связанные с жизнью на суше. Линька ящериц и змей, ее значение для пресмыкающихся. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация презентации слайды № 2-4). Оформление в тетради таблицы “Особенности внешнего строения пресмыкающихся в сравнении с земноводными”).
  2. Усложнение скелета пресмыкающихся: отделы скелета, особенности каждого из них, строение шейного позвонка, обеспечивающего подвижность головы. Особенности расположения конечностей по бокам тела, влияющие на своеобразное передвижение ящерицы. (Демонстрация презентации слайд №5)
  3. Особенности пищеварительной системы ящерицы: отграничение ротовой полости от глотки, подвижность языка, наличие зубов, приросших к челюстям, их функции. (Беседа с элементами рассказа, демонстрация презентации слайд №6).
  4. Особенности строения дыхательной системы: гортань, трахея, бронхи, ячеистые легкие, механизм дыхания, связанный с жизнью на суше. (Рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации слайд №7)
  5. Прогрессивные изменения кровеносной системы, связанные с наземным образом жизни ящерицы: трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке, два круга кровообращения. (Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация презентации слайд №8-9)
  6. Усложнения в строении нервной системы и органов чувств ящерицы по сравнению с нервной системой и органами чувств лягушки. (Рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации слайд №10)
  7. Особенности организации выделительной и половой систем у пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. (Рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации слайд № 11-13)

III. Закрепление знаний о приспособленности ящерицы к жизни на суше.

Заполнение таблицы “Черты усложнения во внутреннем строении у пресмыкающихся животных”.

Слайд №14

IV. Задание на дом

Изучить текст на с. 196-200, ответить на вопросы 1-8 рубрики “Проверьте свои знания”.

Учитель разбивает класс на 4 группы, выбирает жюри 4 человека из наиболее активных на уроках учащихся и хорошо знающих материал. Всем командам дается задание по отрядам и п\отрядам пресмыкающихся.

Подготовить материал по отрядам пресмыкающихся по плану:

  1. Особенности строения.
  2. Интересные факты.
  3. 5 вопросов сопернику.

Учащиеся сразу договариваются, кто какой вопрос будет готовить к следующему уроку-игре.

Урок "Многообразие пресмыкающихся,
их роль в природе и практическое значение"

Задачи: ознакомить учащихся с многообразием пресмыкающихся (основными отрядами), их широким распространением на Земле, показать их место и роль в природе и жизни человека, находить в их строении черты приспособленности к жизни на суше.

Оборудование: таблицы и рисунки с изображением пресмыкающихся разных отрядов, презентация “ Класс пресмыкающиеся”.

I. Изучение нового материала.

Класс разбит на 4 команды. Из наиболее подготовленных учащихся выбирается жюри в составе 4 человек. Жюри выставляет оценки за этапы урока каждой команде. Фиксирует время ответов. Подводит итоги.

Капитаны команд выбирают путем лотереи отряды пресмыкающихся.

1. Многообразие современных пресмыкающихся, основные отряды: Чешуйчатые, Черепахи, Крокодилы, Клювоголовые. (Рассказ учителя с элементами беседы, использование рисунков, слайдов презентации № 15)

2. Участники команд знакомят учащихся с особенностями строения отрядов.

    А. Ящерицы - представители отряда чешуйчатых, их различия по форме тела, способам передвижения, питанию. (Сообщение учащихся группы №1. Использование слайда №16)

    Б. Змеи - представители отряда чешуйчатых, их различия по форме тела, способам передвижения, питанию. (Сообщение учащихся группы №2. Использование слайда №17)

    В. Черепахи, особенности их строения, питания, размножения; сухопутные и морские черепахи, их приспособленность к местам обитания. (Сообщение учащихся группы №3. Использование слайда №18)

    Г. Крокодилы, черты приспособленности к жизни в водной среде, особенности размножения на суше. (Сообщение учащихся группы №4. Использование слайда №19).

3. Участники команд сообщают интересные факты из жизни представителей данных п/отрядов и отрядов.

4. Члены команды задают по 2 вопроса командам соперника. Кто первый поднял руку, тот и отвечает. (Скорость поднятия руки фиксирует учитель)

5. Каждая команда получает письменные тестовые вопросы по теме. При подведении итогов учитывается скорость и правильность выполнения заданий.

Выберите один правильный ответ.

1. Защита от иссушения тела у рептилий служат:

А) волосяной покров

Б) роговые щитки

В) хитиновый скелет

Г) подкожный жир.

2. У ящерицы прыткой:

А) позвонки хвостового отдела не срастаются в единую кость подобно тому, как у лягушки

Б) четырехкамерное сердце

В) нет грудной клетки

Г) все верно

3. Почки у рептилий представлены:

А) предпочкам

Б) туловищными почками

В) тазовыми почками

4. Дыхание у ящерицы:

А) кожное

Б) жаберное

В) легочное

Г) легочное и кожное

5. Скелет свободной передней конечности у ящерицы прыткой состоит из следующих отделов:

Б) предплечья и кисти

В) кисти и плеча

Г) кисти, предплечья и плеча.

Выберите три правильных ответа.

6. Для ящерицы характерно:

А) первый шейный позвонок вращается вокруг зубца второго позвонка

Б) периодически происходит линька

В) головной мозг состоит из пяти отделов

Г) десять пар черепно-мозговых нервов

Д) жаберное дыхание

7. Крокодилам свойственно:

А) трехкамерное сердце

Б) четырехкамерное сердце

В) неполное разделение артериального и венозного кровотока

Г) наличие перепонки между четырьмя пальцами задних конечностей

Д) прирастание зубов к челюстям.

А) отсутствует грудина

Б) хорошо подвижные веки

В) веки, сросшиеся друг с другом и прозрачные

Г) прозрачность век усиливается после линьки

Д) у позвоночных четко различимы отделы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой.

Жюри проверяют работы команд.

Учитель сообщает учащимся, пока подводятся итоги, о значение современных пресмыкающихся в жизни человека, его хозяйственной деятельности. (Рассказ учителя с элементами беседы. Слайд №23).

Подводятся итоги групповой работы и конкурса. Участники команды-победителя получают шоколадные медальки.

II. Закрепление знаний. Составление общей характеристики пресмыкающихся.

III. Задание на дом.

Изучить текст на с. 201, выполнить задания 1-4 рубрики “Выберите правильный ответ” или задание на с. 203. Знать общую характеристику пресмыкающихся.

Выделительная система пресмыкающихся сходна с таковой рыб и
земноводных. Она состоит из почек, которые с помощью мочеточников
соединены с клоакой. Мочевой пузырь есть не у всех. В отличие от
земноводных конечным продуктом распада стала мочевая кислота,
которая выделяется в виде густой белой кашицы. Это позволяет
экономично расходовать воду.
В чем особенность дыхательной системы
ящерицы?

Механизм реберного дыхания пресмыкающихся

Оно впервые появляется у пресмыкающихся. При вдохе
объем грудной клетки расширяется движением ребер
вперед (стрелка). Синее - положение легких

Кровеносная система

Сердце
трехкамерное.
Такое строение
сердца и две дуги
аорты,
сливающиеся на
определенном этапе
в одну вену,
позволяют ящерице
регулировать
поступление
кислорода с кровью
к передним
конечностям,
голове и
остальному телу по
потребности.

Функционируют два круга кровообращения. Легочная
артерия отходит от правой стороны желудочка
и доставляет в легкие венозную кровь. Разветвления
правой дуги аорты, отходящие от левой стороны
желудочка сердца, несут артериальную кровь в головной
мозг. Левая дуга аорты отходит от средней части
желудочка и снабжает смешанной кровью все остальные
органы тела

Головной мозг

Полушария головного мозга хорошо выражены. Около 1/4
их объема занимает кора, отвечающая за сложные формы
поведения. Остальной объем - полосатые тела,
отвечающие за инстинктивное поведение. Ведающий
равновесием и координацией мозжечок развит сильнее,
чем у земноводных и рыб. Обонятельные доли, слуховые
ядра и зрительные бугры развиты хорошо.

ДВИЖЕНИЕ ЯЩЕРИЦ С ПОМОЩЬЮ НОГ

Обычно ящерицы передвигаются по земле на
расставленных в стороны ногах, волоча брюхо и хвост
по земле (пресмыкаются). Но на короткое время ящерицы
могут отрывать брюхо от земли и идти или бежать на
четырех и даже двух ногах.
Ящерица варан идет на четырех ногах, держа брюхо и
хвост над землей

Пустынная ящерица круглоголовка бежит на четырех
ногах.
Плащеносная ящерица может бежать на задних
конечностях.

Ящерицы гекконы ходят по отвесным стенам с помощью
специальных устройств на пальцах, разных у разных
видов

Живущие на деревьях ящерицы древесные игуаны лазают
по веткам, охватывая их пальцами
Ящерица хамелеон держится за ветку не только пальцами,
но и цепким хвостом.

ДРУГИЕ СПОСОБЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Ящерица
морская
игуана
плавает в
море, колебля
плоский
длинный
хвост
Ящерица летающий дракон прыгает
с ветки на ветку, планируя на
боковых складках кожи, растянутой
на ребрах.

У некоторых ящериц нет ног (веретеница, желтопузик), и
они ползают, изгибая все тело.

ДВИЖЕНИЕ ЗМЕЙ

У змей нет ног, и тем не менее они прекрасно передвигаются по
земле, в том числе и по мелкому сыпучему песку. Они прыгают,
лазают по деревьям, плавают, ползают в норах под землей. Все это
они могут делать благодаря гибкому телу, основу которого составляет
позвоночник из нескольких сотен позвонков.

Змея-стрела изящно и свободно скользит по веткам.
Секрет этого движения в том, что разные части тела змеи движутся
одновременно с разной скоростью и в разных направлениях, меняя
размер и кривизну дуг, описываемых телом. При этом они цепляются
за неровности брюшными чешуями.

СПОСОБЫ ДВИЖЕНИЯ ЗМЕЙ

1.
Змеящееся
движение:
изгибаясь, змея
отталкивается
от неровностей земли
в нескольких точках
2. Пружинное
движение: змея
подтягивает хвост
и тело к голове и
отталкивается
ими

3. Прямолинейное движение:
по телу проходит волна мышечных сокращений, а
брюшные чешуи цепляются за неровности, толкая тело
вперед. Задний край брюшной чешуи может то
опускаться, образуя уступ, то прижиматься

4. Боковое движение: змея движется боком, бросая вперед
прыжком заднюю часть тела

ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ПИТАНИЮ

У большинства пресмыкающихся челюсти снабжены
зубами, форма которых соответствует добыче. Пасть
крокодила приспособлена для захвата крупной добычи.
Ноздри и глаза у него помещены на бугорках,
выступающих из воды.

У черепах нет зубов, но есть
роговые края челюстей. Ими
одни черепахи охотятся на
животных, а другие
откусывают части растений
Хамелеоны ловят насекомых,
выстреливая в них
растяжимым липким языком.
Высмотреть добычу и точно
прицелиться помогают
двигающиеся независимо
глаза.

Ядовитые змеи, нападая на добычу, поражают ее
выдвижными зубами, по каналу которых яд из ядовитой
железы попадает в жертву.
У некоторых змей на кончике головы есть особые
тепловые рецепторы. С их помощью змея обнаруживает
теплокровных животных и неожиданно нападает на них

ПРИЕМЫ ОХОТЫ У ЗМЕЙ

Охотничьи приемы змей не
имеют равных в природе.
Особое устройство челюстей
позволяет змеям глотать
добычу толще себя. Это
достигается тем, что квадратная
кость, соединяющая нижнюю
челюсть с черепом, подвижная,
и поэтому нижняя челюсть
может широко распахиваться
и двигаться вперед и назад.
Впереди челюсти есть
растяжимая связка.

Многие змеи заглатывают
добычу живьем. Уж, поймав
лягушку за кончик морды,
перебирая челюстями,
постепенно втягивает ее в
себя
Полозы и удавы
предварительно душат
добычу. Обыкновенный
удав, схватив крысу за шею,
обвил ее кольцами своего
тела, сдавил и душит.

Яичная змея заглатывает яйца в 2,5 раза толще
собственной головы.

ПОКРОВЫ И ОКРАСКА

У пресмыкающихся кожа полностью приспособлена для
жизни на суше: она сухая, без желез, покрытая роговыми
чешуями или щитками. Окраска у пресмыкающихся
бывает покровительственной, под основной фон, иногда
она дополняется разбивающей - пятнами, полосами.
Бывает и обманная окраска.

Некоторые пресмыкающиеся могут произвольно изменять
окраску. Особенно известны этим хамелеоны: они быстро
подстраивают окраску под цвет окружающего фона

ЛИНЬКА

Сухой роговой покров мешает росту, поэтому
пресмыкающиеся регулярно линяют: ороговевший слой
кожи и чешуи отслаиваются и сходят либо кусками, либо
целиком. У змей при линьке кожа сходит целиком.
У каких животных также наблюдается
линька?

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Самец земляной игуаны,
обнаружив на своей
территории другого самца,
принимает позу угрозы.
Приподнимаясь на лапах,
он сплющивает тело с боков
и раскрывает рот, увеличивая
свои размеры для устрашения
противника.
Многие пресмыкающиеся,
особенно самцы, занимают
территорию, на которой
кормятся и размножаются
и которую защищают от
других самцов.
Изгоняя противника, самец
древесной игуаны раздувает
воздушные мешки.

БРАЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Во время размножения, борясь за самок, самцы вступают в
турнирные бои, соблюдая правила безопасности. Самцы
варана стараются повалить друг друга. Они не смертельно
опасны друг для друга и потому могут кусать зубами за шею

Ядовитые самцы красного гремучника смертельно
опасны, и поэтому они не кусают друг друга, а только
толкают
Брачный ритуал и спаривание у прыткой ящерицы

Откладывание яиц

Пресмыкающиеся в отличие от рыб и земноводных
откладывают яйца, приспособленные к наземному образу
жизни

Развитие зародыша

Благодаря двум
зародышевым
оболочкам и кожистой
оболочке зародыш
может развиваться на
суше и дышать
атмосферным воздухом.
Яйцо, отложенное во
влажную среду,
впитывает воду и
разбухает

Прорвав яйцевым зубом оболочку яйца, детеныш -
маленькая копия родителей - выходит наружу и сразу
начинает жить самостоятельно

ЗАБОТА О ПОТОМСТВЕ

У большинства рептилий вся
забота о потомстве
ограничивается откладкой
яиц в безопасное влажное
место. Случаи проявления
заботы сверх этого -
редкость
Самка сетчатого питона
охраняет кладку. Постоянно
сокращая и расслабляя
мыщцы, она выделяет
столько тепла, что
температура кладки
удерживается на 10°С выше
окружающего воздуха

Самка крокодила может переносить недавно
вылупившихся детенышей в воду, держа их в пасти.

Домашнее задание

Параграф 41
Подготовить сообщение о многообразии
пресмыкающихся

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...