Меню для школы на один день. Школьное питание – дневной рацион,подбор блюд в меню

Чтобы ребенок захотел в будущем полноценно питаться, эту привычку в нем нужно развивать с детства.

Ведь всем нам встречались дети, которые после уроков выстраивались в целые очереди за чипсами. А есть такие малыши, которые еще и на переменах умудряются приобрести себе сухарики с различными вкусовыми добавками, чипсы, снеки.

Каким должно быть правильное питание школьника?

Основные принципы питания школьника

Младшие школьники должны кушать 4-5 раз в день, причем завтрак и ужин должны составлять примерно по 25% от суточной нормы калорийности. А детям, в возрасте 7-11 лет в день нужно 2300 ккал.

Кроме того, если ребенок учится в специализированной школе, с повышенной умственной либо физической нагрузкой, то уровень калорийности родители должны повышать на 10 %.

Большое значение имеет регулярный прием пищи. Если карапуз каждый день будет кушать в одно и то же время, это послужит профилактикой развития гастрита и язвы и установит правильное взаимодействие между секрецией желудка и пищевыми центрами головного мозга.

Для детей наиболее полезен белок, который в больших количествах присутствует в молоке, рыбе, мясе кролика, говядине, индейке.

Полезные для ребенка жиры есть в сливочном, растительном масле, сметане.

Сложные углеводы входят в состав круп, хлеба, сухофруктов, меда.

Очень важны в рационе и витамины. Так, витамин А, который отвечает за зрение, содержится в моркови, зеленом луке, плодах облепихи, шиповника, красном перце. Витамин С (отличное средство для повышения иммунитета) присутствует в лимонах, апельсинах, свежей петрушке, укропе, смородине, квашеной капусте. Витамин Е (антиоксидант, помогающий крови сворачиваться), а также железо содержатся в говяжьей печени, гречневой крупе, перепелиный яйцах.

Каким должно быть меню школьника?

Предлагаем вашему вниманию блюда, которые должны входить в .

Первый завтрак должен включать в себя каши (гречневую, овсяную, рисовую) либо овощные блюда, яйца, сыр, масло и молочные продукты (чай), фрукты.

На второй завтрак лучше всего давать малышу источники белка (сыр, яйца, мясо, молочные продукты) и источники энергии (хлеб, крупы), а также овощи и фрукты.

На обед приготовьте малышу витаминный салат, первое блюдо, гарнир, блюдо из мяса (рыбы, птицы), напиток.

В качестве первого блюда подойдет бульон (мясной, куриный, рыбный), и суп, сваренный на этом бульоне. Также можно использовать молочные и вегетарианские супы. Вторым блюдом можно подавать котлеты, биточки, тефтели, тушеные овощи с птицей, мясом, рыбой, запеканку, гуляш, тушеное мясо, птицу, бефстроганов, запеченную рыбу.

Спустя 40 минут после еды, дайте ребенку что-то попить. Подойдет компот, кисель, сок. Рекомендуется перед первым блюдом дать крохе тарелочку овощного салата.

Для полдника подойдут свежие фрукты, молочные продукты, хлебцы из цельных злаков.

Как приготовить полезный ужин для школьника? Запомните, ужин должен быть сытным, но легко перевариваемым. И кушать рекомендуется не позже, чем за 3 часа до сна. Подойдут овощные, молочные блюда, каши.

Что нужно исключить из питания школьника?

1. Фастфуд
2. Колбасные изделия.
3. Продукты, в которых есть пищевые добавки (красители, усилители вкуса, и консерванты).
4. Сухарики с вкусовыми добавками, чипсы, снеки.
5. Полуфабрикаты.
6. Леденцы и жвачки.
7. Газированные напитки.
8. Грибы.
9. Блюда с майонезом и маргарином.
10. Кетчуп и другие соусы.
11. Магазинные соки в пакетах.

Также запомните, что белый хлеб и сахар нужно ограничить детям с избыточным весом.

Режим питания школьника

Если малыш учится в первую смену, то он:
Должен завтракать дома примерно в 7-8 часов.
Далее перекус в школе в 10-11 часов.
Обед (дома либо в школе) в 13-14 часов.
Ужин дома примерно в 19 часов.

Если ребенок учится во вторую смену, то он:
Завтракает дома в 8-9 часов.
Обедает дома, перед выходом в школу в 12-13 часов.
Перекусывает в школе в 16-17 часов.
Ужинает около 20 часов.

Примерное меню школьника на неделю

Понедельник

Завтрак: сырники со сметаной, чай бутерброд.

Обед: салат из капусты и моркови, борщ, картофельное пюре, котлета из мяса кролика, компот из сухофруктов, хлеб.
Полдник: печенье, кефир, апельсин.
Ужин: омлет, хлеб, настой шиповника.

Вторник

Завтрак: рисовая молочная каша с изюмом, бутерброд, какао.
Второй завтрак: бутерброд с сыром, яблоко.
Обед: салат из свеклы, куриный бульон, вареное яйцо, биточки из говядины, тушеная капуста либо кабачок, хлеб, яблочный сок.
Полдник: булочка с творогом, молоко.
Ужин: картофельные зразы с мясом, хлеб, чай с медом.

Среда

Завтрак: омлет, рыбная котлета, бутерброд, чай.

Обед: баклажанная (кабачковая) икра, суп, тушеная печень, кукурузная каша, хлеб, фруктовый кисель.
Полдник: овсяное печенье, кефир, запеченное яблоко.
Ужин: блины с творогом и изюмом, молоко.

Четверг

Завтрак: молочная гречневая каша, бутерброд.
Второй завтрак: бутерброд с сыром, банан.
Обед: салат из яйца и редиса, рассольник, куриная котлета, отварная цветная капуста, хлеб, гранатовый сок.
Полдник: пирожок с яблоками, молоко.
Ужин: запеканка из творога, чай.

Пятница

Завтрак: сырники, бутерброд, чай с молоком.
Второй завтрак: яйцо всмятку, хлеб, апельсин.
Обед: салат из моркови и яблока, бульон с лапшой, бефстроганов с тушеными овощами, хлеб, компот.
Полдник: бисквит, фруктовое желе, простокваша.
Ужин: рисовый пудинг с изюмом и курагой, кефир.

Суббота

Завтрак: овсяная каша с ягодами, бутерброд, какао.
Второй завтрак: творог с изюмом и курагой.
Обед: овощной салат, свекольник, запеченная рыба, картофель отварной, хлеб, сок.
Полдник: булочка с изюмом, желе, чай.
Ужин: омлет, молоко, хлеб.

Воскресенье

Завтрак: пшенная каша с тыквой и морковью, бутерброд, чай с медом.
Второй завтрак: бутерброд с сыром, банан.
Обед: овощной салат, суп, биточки, макароны, хлеб, томатный сок.
Полдник: творожное печенье, кефир, что-то из фруктов.
Ужин: картофельные стразы, сметана, молоко.

В настоящее время питание школьников состоит из сплошных перекусов на бегу в перерывах между уроками, секциями и кружками. Причины тому – неправильно организованное питание, не заложенное в семье разумное отношение детей к приему пищи и вообще к здоровому образу жизни. В отличие от взрослого организма детский начинает быстрее реагировать на недостаток полезных веществ и переизбыток ненужных, что имеет крайне негативные последствия. Питание десятилетнего ребенка должно быть строго регламентировано для обеспечения полноценного развития растущего организма, нормальной работы нервной, эндокринной системы, предупреждения заболевания глаз и развития анемии, а также чтобы сформировать нормальную социальную и физиологическую адаптацию. Только в этом случае ребенок будет здоров, вынослив и меньше будет уставать.

Для нормальной работы нервной системы и особенно мозга с пищей должны поступать ненасыщенные жирные кислоты и витамины А, D и Е, их содержат нерафинированное льняное, подсолнечное, оливковое масла, рыбий жир. Достаточно добавлять ежедневно 1–2 ст. л. смеси этих масел в салаты или овощное рагу.

Обязательна растительная пища. Чтобы организм получил полный набор всех витаминов, нужно съедать не менее 4 фруктов среднего размера (яблоки, груши, апельсины, персики и т. д.) и грамм 300–400 любых овощей.

Должны быть включены в рацион зелень, приправы, специи, бобовые, семечки и орехи, листовые и травяные чаи. Готовить надо салаты, овощные супы, овощные нарезки, гарниры из тушеных овощей.

Очень полезны для растущего организма каши: гречневая, овсяная, перловая, пшенная, которые можно использовать каждый день как гарнир или как самостоятельное блюдо, добавляя к ним сливочное масло и сухофрукты. Круп в день рекомендуется употреблять до 50 г. А вот в макаронах пользы мало, желательно съедать не более 20 г в день.

Важным и ничем не заменимым продуктом для детей являются яйца. Давать их можно десятилетнему ребенку каждый день по 1 шт.

Мясо ребенок должен есть ежедневно, т. к. это чистый белок животного происхождения, который обеспечивает полноценный рост, хорошую работу мозга и иммунной системы. Мясо есть лучше в первой половине дня, подойдет говядина, мясо птицы и кролика. Объем в день – не менее 150 г. Потребности в животном белке выше у детей, занимающихся спортом, и у мальчиков по сравнению с девочками.

1–2 раза в неделю вместо мяса на обед следует давать рыбу (150–200 г). В морской рыбе содержится больше йода, чем в речной.

Молоко и молочные продукты ребенок должен есть каждый день. Объем молока или кефира можно доводить до ½ л в день, творога – 100 г, сыра – 10 г. Следует обратить внимание на срок хранения (он не должен превышать 2 недели) и на содержание добавок и консервантов (они дают дополнительную нагрузку на почки и печень, заставляют их работать в усиленном режиме). Одним словом, тем он безопаснее и полезнее для детского организма.

Суточная потребность в витаминах ребенка в 10 лет:

  • А – 1,5 мг;
  • В1 – 1,4 мг;
  • В2 – 1,9 мг;
  • В6 – 1,7 мг;
  • РР – 15 мг;
  • С – 50 мг.

Режим питания

Полноценный завтрак придаст силы и обеспечит энергией на весь день.

За сутки с питанием в организм 10-летнего ребенка должно поступать в среднем 2300 ккал.

Белки, жиры и углеводы в соотношении 1:1:5, а именно: 80 г белков (50 % животного происхождения), 80 г жиров (20 % животного происхождения) и 350 г углеводов.

Пища должна поступать в организм через 4–4,5 часа.

Горячее питание ребенок должен получать не менее 3 раз в день.

С завтраком ребенку следует употреблять 25 % пищи от дневной нормы, с обедом - 30–35 %, с полдником – 15 %, с ужином не более 25 %.

Сытный и полноценный завтрак должен присутствовать обязательно! Научно доказано, что дети, которые каждый день плотно завтракают, более развиты интеллектуально, у них лучше память и они не страдают избыточным весом, а вот у детей, которые утром голодают, начинают переедать во время обеда и ужина, в организме нарушаются обменные процессы и энергия идет на образование жировой ткани. Также плотно завтракающие дети реже страдают простудными заболеваниями.

Оптимальными продуктами для завтрака являются злаковые каши, вареные яйца и омлет, молочные продукты и фрукты.

Следующий прием пищи должен состояться до 12 часов дня, так называемый второй завтрак. Важно объяснить ребенку, что во время уроков мозг активно работает и нуждается в дополнительном объеме энергии. Это может быть фрукт, овощной салат или творожный сырок.

В период с 12:30 до 13:30 активно работают органы пищеварения и пища усваивается лучше, это время является наиболее подходящим для обеда. Все, что попадет в желудок, будет хорошо усваиваться и удовлетворять организм в накопившихся потребностях. Обед должен состоять из первого, второго и третьего, но ни в коем случае не из булочек, пирожных, бутербродов, чипсов, лапши быстрого приготовления.

Между обедом и ужином ребенок должен съедать полдник. Это может быть какой-то овощной гарнир или блюдо из творога, омлет или просто фрукты и ягоды.

Не позднее 19 часов, примерно за 2 часа до сна ребенку лучше всего предложить ужин (творог, рыбу, яйца, овощи, кашу, молоко, кефир, простоквашу).

В приеме пищи есть одно правило: есть надо медленно, прожевывая каждый кусочек. Лучше всего не вести за едой бесед, особенно воспитательных. Любой негатив или ссора тормозят выделение пищеварительных соков и пища будет усваиваться хуже. Желательно принимать пищу в одно и то же время, если нет такой возможности, приучите ребенка носить в рюкзаке перекус, приготовленный дома (свежие фрукты или сухофрукты, сырок или творожок, просто замечательно если это будет гарнир с котлетой в контейнере или термосе с широким горлом, предназначенным для твердой пищи).

Каких продуктов следует остерегаться


Нездоровая пища вредит желудку, печени, почкам, приводит к гиповитаминозам и повышает риск развития сахарного диабета.

Необходимо полностью исключить из детского рациона так называемые продукты быстрого приготовления (чипсы, сухарики, лапша из пакетов). В своем составе они имеют много соли, усилителей вкуса и консервантов, в свою очередь почки и печень, пытаясь избавить организм от этих вредных веществ, получают большую нагрузку, что впоследствии может привести к серьезным заболеваниям. Поэтому ребенку стоит объяснить, какой вред они приносят организму, а не просто ругать и запрещать их есть.

Нежелательно часто давать детям бутерброды, пирожки, булочки, хот-доги и гамбургеры, картофель фри, хлопья, палочки и фигурные изделия из кукурузы.

  • Во-первых, эти продукты сильно влияют на поджелудочную железу, приводя к колебаниям уровня сахара крови.
  • Во-вторых, сказываются на нервной системе. Доказано: чем больше школьники потребляют подобных продуктов, тем хуже они переносят стресс и чаще страдают депрессией.
  • В-третьих, это приводит к быстрому отложению лишних килограммов, которые перегружают работу сердца и почек, увеличивают риск развития сахарного диабета.

Также имеются данные, что крахмал, пройдя термическую обработку, выделяет вещества, способствующие развитию онкологических заболеваний, а из жиров получаются вещества, оказывающие воздействие, сходное с механизмом наркотической зависимости.

Эти продукты бедны витаминами и минералами, а ведь только 10 % детей этого возраста имеют полную витаминную обеспеченность. Столько же детей страдают авитаминозом, треть детей имеют недостаток одного-двух витаминов. Внешние симптомы недостатка витаминов легко обнаружить: это кровоточивость десен, трещины губ, сухость и шелушение кожи. При недостатке кальция происходят нарушения в костной и мышечной системах, что может способствовать развитию сколиоза, остеопороза, кости становятся хрупкими. Недостаток железа приводит к малокровию, недостаток йода – к снижению интеллекта и заболеваниям щитовидной железы. Поэтому контролировать питание детей надо очень строго.

Интересно знать! Регулярное употребление высокоуглеводных продуктов повышает риск развития алкоголизма. Ученые провели исследование с крысами, которые сидели на углеводной «школьной» диете с бедным содержанием витаминов и минералов. В итоге выяснилось, что такое питание способствовало развитию алкоголизма у крыс, а при переводе на рациональное полноценное питание потребность у крыс в алкоголе снижалась на 50 %.

Примерное меню десятилетнего школьника

  • 1 вариант:

Завтрак: омлет 100 г/крупяная каша 200 г, хлеб 50 г и чай с молоком и сахаром 240 мл.

Второй завтрак: салат из свеклы с зеленым горошком 100 г/морковный салат с сыром 100 г.

Обед: борщ 200 мл, хлеб 50 г, тушеные овощи 200 г, котлета 100 г, чай – 240 мл.

Полдник: кефир или молоко 200 мл/любой фрукт.

Ужин: тушеные овощи 200 г/творожная запеканка 180 г, отварная курица 100 г, ягодный кисель 240 мл.

  • 2 вариант:

Завтрак: каша 200 г/творог 100 г с сахаром 5–10 г, молоко 200 мл.

Второй завтрак: свежие огурцы или помидоры 200 г.

Обед: суп с фрикадельками 200 мл, картофельные/мучные оладьи 200 г со сметаной 20 г, фруктовый сок 200 мл и печенье 50 г.

Полдник: печеное яблоко 1 шт./кефир 200 мл.

Ужин: овощной салат 200 г, рыба 100 г, компот 240 мл.

  • 3 вариант:

Завтрак: нежирный творог 100 г, молоко/компот из яблок 200 мл.

Второй завтрак: любой фрукт/овощной салат 200 г.

Обед: молочный суп 200 мл, картофельное пюре 150 г, рыба 150 г, салат из свеклы 150 г, чай 240 мл, печенье 50 г.

Полдник: творожный сырок с сухофруктами/фрукт.

Ужин: салат из свеклы со сметаной и яйцами 200 г, овощной сок 200 мл.

Перед сном ребенку также можно предложить стакан кефира или йогурт.

Диета для детей 10 лет с избыточным весом и ожирением

На заметку! От лишнего веса на территории постсоветского пространства страдает около трети населения, половина из них не достигла 18 лет. За последние двадцать лет ожирение увеличилось в два раза у детей в возрасте с 6 до 11 лет. По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), на планете 155 млн детей школьного возраста страдают ожирением. В странах Европы 10–30 % школьников в возрасте 6–11 лет имеют лишний вес. А в США и Австралии частота ожирения детей дошкольного возраста за последние 10 лет выросла на 70 %, притом больше у мальчиков. Кстати, ожирение у мальчиков развивается в 1,5 раза чаще, чем у девочек, и у городских детей в 2 раза чаще, чем у сельских.

Последствия ожирения крайне неприятны, и это повод задуматься, пока не поздно: чаще всего дети, которые страдали ожирением в детстве, и во взрослой жизни имеют лишний вес.

Правила питания:

  • Режим питания должен быть дробным (до 6 раз в день), чтобы организм не успевал проголодаться.
  • Общая калорийность должна составлять 80 % от возрастной, т. е. не более 1700 ккал.
  • Основная масса пищи должна приходиться на период до 14:00;
  • Ужин не позднее 19:00.
  • Приучить ребенка есть медленно, понемногу.
  • Ограничить ребенка в приеме жидкости – не более 1,6 л в сутки (учитывая супы, каши и свежие фрукты и овощи).
  • Отдавать предпочтение молочнокислым продуктам (творогу, кефиру, йогурту и сметане), лучше обезжиренным, от жирных и сладких молочных продуктов следует отказаться.
  • Есть больше клетчатки.
  • Сначала отучить ребенка от переедания и только затем постепенно переходить к диете в течение 1,5–2 недель.
  • Нельзя практиковать голодную диету, чтобы не заставлять голодать юный мозг.
  • Ну и конечно, контролировать двигательную активность: сидеть за компьютером и телевизором не более 2 часов в день.

Исключить:

  • Кондитерские изделия и любые сладости, кроме меда.
  • Легкоусвояемые углеводы и компенсировать их белками животного происхождения (молоко, творог, яйца и мясо).
  • Ограничение жирной пищи, из жиров лучше использовать сливочное масло.
  • Жареное, соленое и копченое.
  • Манная и овсяная каша не чаще 1 раза в неделю.
  • Отказаться от макарон.
  • Сухофрукты и бананы заменить несладкими яблоками, грушами.
  • Жирные сорта мяса.
  • Сладкие напитки, особенно газированные по типу фанты и кока-колы.
  • Уменьшить на 50 % суточную норму потребления сахара и хлебобулочных изделий.

Зато можно расширить рацион за счет: 250–300 г овощных супов, 150 г мяса (птицы, говядины) или 150 г рыбы или морепродуктов, 200 г обезжиренного творога, молока (кефир, простокваша) до ½ л ежедневно, сыра 50 г, 1–2 яиц (3 раза в неделю), гречневой и перловой каши.

А вот овощи есть можно в большом количестве. В меню рекомендованы все виды капусты (150 г), редис, свежие огурцы и томаты, салат, кабачки и (овощей, кроме капусты, до 400 г), тем не менее картофеля не больше 250 г в день, а в неделю максимум 1 кг. Фрукты следует есть несладкие и объемом до 450 г в день. Сахара – 10 г.

Дополнительно к диете должна прилагаться ежедневная физическая нагрузка, пробежки и прогулки на свежем воздухе. Рекомендуется снижать массу тела по ½ кг в месяц и не более 7 кг в год.

Таблица калорийности продуктов


Приучайте малышей с детства к правильной еде и нормам здорового питания, старайтесь, чтобы дома для них всегда было что-то приготовлено, чтобы дети могли разогреть сами обед. Приучите брать еду с собой в школу или на иные занятия в контейнере, убеждайте их не отказываться от школьного питания. Заложенное вашими совместными усилиями правильное питание и разумный рацион станут основой здоровья для ваших детей.


Как накормить ребенка так, чтобы учеба была не в тягость, а в радость, каким продуктам стоит отдавать особое предпочтение и почему старшие школьники должны есть реже, чем первоклашки, нам рассказала Наталья Бацукова, доцент, зав. кафедры общей гигиены БГМУ, кандидат медицинских наук

Фактический рацион питания ребенка-школьника во многом зависит от того, какие навыки здорового питания мы, родители, успели привить своим детям. Ведь именно в школьном возрасте начинается повальное увлечение детей «фаст-фудом», а у девочек-старшеклассниц — еще и нездоровыми диетами для снижения веса. Поэтому в преддверии школьного сезона позвольте дать общие рекомендации по рациональному питанию детей школьного возраста.

Физиологические потребности детей школьного возраста в энергии и основных пищевых веществах («Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп детского населения Республики Беларусь», 2002г.)

Возраст детей
Средняя потребность детей в энергии, ккал/сутки
Рекомендуемая величинапотребления белка, г/сутки
Рекомендуемая величина потребления жиров, г/сутки Рекомендуемая величина потребления углеводов, г/сутки
общее количество в том числе животного
6 лет (школьники) 1900-2000 66-75 43-49 (65%) 63-71 256-280
7-10 лет 2100-2300 74-87 44-52 (60%) 70-82 284-322
11-13 лет (мальчики) 2400-2700 84-102 51-61 (60%) 80-96 324-378
11-13 лет (девочки) 2300-2500 81-94 49-56 (60%) 77-89 311-350
14-17 лет (юноши) 2800-3000 98-113 59-68 (60%) 93-107 378-420
14-17 лет (девушки) 2400-2600 84-98 50-59 (60%) 80-92 339-384

В режиме младшего школьника должно сохраняться 5-разовое питание. Старшеклассники могут переходить уже на 4х-разовый прием пищи. Важно, чтобы ребенок не отказывался от обязательного горячего завтрака в школе, который должен проводиться после 2-го или 3-го урока.

Примерное меню школьника младшего возраста может выглядеть примерно так:

1-й завтрак: каша (овощное блюдо); кофе (чай, молоко).

2-й завтрак: яичное (творожное) блюдо; кофе (чай, молоко).

Обед: салат; первое блюдо; блюдо из мяса (птицы, рыбы); гарнир; напиток.

В качестве первого блюда ребенку-школьнику можно приготовить бульоны (куриный, мясной, рыбный); супы на этих бульонах, заправленные овощами, крупами, клецками, галушками; вегетарианские супы; супы молочные, фруктовые. Вторым блюдом могут быть котлеты, биточки, тефтели, различные тушеные овощи с мясом, рыбой, птицей, всевозможные запеканки, запеченная рыба, птица, тушеное мясо, азу, гуляш, бефстроганов .

Полдник: кефир (молоко); печенье или хлебцы из цельных злаков; свежие фрукты.

Ужин: овощное (творожное) блюдо или каша; молоко (кефир).

При построении рациона питания детей необходимо следить за правильным распределением продуктов в течение суток. Богатые белком продукты, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке и требуют для переваривания значительно большего количества пищеварительных соков. Кроме того, мясные продукты богаты экстрактивными азотистыми веществами, которые возбуждают центральную нервную систему и такой ужин может приводить к беспокойному сну ребенка, или вообще, к бессоннице. Поэтому блюда из мяса, рыбы, яиц надо использовать в первую половину дня, а молочно-растительные блюда, которые перевариваются значительно легче, - на ужин, так как ночью во время сна процессы пищеварения замедляются.

Особое внимание в питании школьника нужно уделять белковой составляющей рациона, при этом на долю белков животного происхождения должно приходиться не менее 60%. Потребностям растущего детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, в связи с чем молоко и молочные продукты рассматривают как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока (кефира и др.) — 500 мл. Следует учитывать, что 100 г молока соответствует 12 г сухого молока или 25 г сгущенного. Отдавать предпочтение лучше обогащенным молочным продуктам - с добавлением витаминов, йодированного белка, лактулозы, бифидобактерий. Кстати, кипячение молока снижает его биологическую ценность (разрушаются аминокислоты), лучше пить пастеризованное и ультрапастеризованное молоко. Школьникам рекомендуются молочные продукты со сниженной жирностью: в них столько же кальция и белка, как и в жирных продуктах, и степень их усвоения лучше.

Самыми важными ростовыми аминокислотами являются лизин, триптофан и гистидин, поэтому важно, чтобы в рационе школьника были их источники — мясо, рыба, яйца, творог, сыр, кальмары, бобовые.

Рационально употреблять мясо (птицу) 2-3 раза в неделю, чередуя его с рыбой. При этом лучше готовить блюда из филе говядины, телятины, нежирной свинины в отварном и запеченном виде. Школьникам, особенно младшего возраста, стоит ограничивать жареное, копченое, колбасные изделия (последние богаты солью, «скрытыми» жирами и содержат нитрит натрия). Перед готовкой с мяса лучше обрезать видимый жир и снимать кожу с птицы. И, если иногда жарите мясо ребенку, то лучше это делать на сковороде с решеткой, чтобы жир стекал в сковороду или после жарения выкладывайте продукт на чистую салфетку для впитывания излишков жира. Охлаждайте супы и рагу, а затем удаляйте затвердевший на поверхности жир. Важным преимуществом мяса является большое количество в нем легкоусвояемого железа (в отличие от железа овощей и фруктов), которое особенно необходимо девочкам-старшеклассницам, иначе возрастает риск развития железодефицитной анемии. Еще одним обязательным белковым продуктом в рационе школьника является рыба. Белки рыб расщепляются пищеварительными ферментами быстрее и легче, чем белки говядины, т.к. не содержат соединительнотканных белков (эластина). Рыба богата высокоценными 3-омега жирными кислотами, витаминами Д, А, группы В, минеральными веществами K, S, P, J, Zn, Fe, Cu и др. В рыбе много метионина, который улучшает правильное усвоение (а не накопление) жиров. Школьникам следует ограничивать в питании соленую, консервированную, вяленую, копченую рыбу, т.к. она богата солями мочевой кислоты и натрием, что может способствовать заболеванию суставов и развитию гипертонической болезни у ребенка. Отдавать предпочтение следует морской рыбе и морепродуктам (если нет у ребенка аллергии), так как они источник йода, который необходим для улучшения интеллектуального развития школьника и профилактики зоба. Кстати, в качестве дополнительного источника йода попробуйте измельчить на кофемолке сухую морскую капусту и добавлять ее вместо соли в блюда. При приготовлении рыбы, чтобы уничтожить специфический запах (чего так не любят многие дети) камбалы, трески, палтуса и других морских рыб при варке, в бульон, кроме кореньев и лука, хорошо добавить огуречный рассол (½- 1 стакан на 1 л воды). А для устранения запаха при жарении рыбы нужно на сковороду в растительное масло положить несколько ломтиков очищенного сырого картофеля.

Если ваш ребенок предпочитает блюда из яиц, то, чтобы не перегружать его организм холестерином (кстати, рекомендуемое количество яиц не более 4-5 штук в неделю), можно при приготовлении яичных блюд использовать вместо 1 целого яйца - 2 яичных белка (а желтки можно заморозить и использовать при выпечке).

Важным дополнением белковой части рациона школьника являются бобовые и орехи. С собой школьнику можно всегда иметь в портфеле для «экспресс-перекуса» пакетик орехов и сухофруктов.

Оптимальным в рационе школьника должно быть содержание жира (см. таблицу). Недостаток жиров может приводить к снижению иммунитета, а избыток — к нарушению обмена веществ, ухудшению усвоения белка, расстройству пищеварения.
Лучшими источниками углеводов в питании школьников являются фрукты, овощи и каши. Ежедневно на столе должны быть фрукты и овощи зеленого, желтого (оранжевого), красного (бордового) цвета, тогда в организм ребенка будут поступать почти все необходимые организму витамины, микроэлементы и биологически активные вещества (индолы, полифенолы, ликопин, хлорофилл и др., которые и придают тот или иной цвет растению и при этом выполняют важные функции в организме). В целом, школьник должен употреблять не менее 400 г овощей и фруктов в день. С мясными и рыбными блюдами в качестве гарнира ребенку лучше давать сочные овощи: салат, шпинат, мангольд (листовая свекла), все виды капусты, спаржу, кабачки, тыкву, лук, редис, огурцы. Кстати, всеми любимый салат из свежих огурцов и помидоров не является эталоном оптимального сочетания по той причине, что аскорбиновая кислота, которой богаты томаты, легко разрушается ферментом аскорбатоксидазой, которая выходит из нарезанных огурцов. В крайнем случае, этот салат нужно готовить на один прием пищи и сразу его съедать.

Обязательно нужно контролировать потребление ребенком кондитерских изделий и булочек (часто дети покупают их во время перемен и по пути из школы): избыточное содержание их в рационе может способствовать развитию нарушения обмена веществ, что приводит к аллергии, сахарному диабету и ожирению.

Чтобы процессы пищеварения у школьника проходили без напряжения, нужно учитывать некоторые факторы. Так, доказано замедляющее действие жира на желудочную секрецию (особенно бараньего жира и маргарина). При этом замедляется переваривание белка на 2 часа и более. Замедляющее влияние жира на желудочную секрецию можно устранить, потребляя большое количество зеленых овощей, лучше сырых. Особенно эффективна в этом отношении сырая капуста. По этой причине с сыром, мясом и орехами хорошо сочетаются зеленые овощи. Также снижает интенсивность переваривания пищи привычка ребенка запивать блюдо водой — при этом разбавляется пищеварительный сок и снижается концентрация пищеварительных ферментов, что также удлиняет и затрудняет пищеварение.

Инна Изотова, специально для

Рецепты:

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Цель: закрепить теоретические знания по разделу "Гигиенические требования к питанию школьников" и приобрести практические навыки по составлению суточного школьного меню. Задачи: - освоить возрастные нормативы пищевых веществ и продуктов для школьников по приведенным таблицам и по тексту; - определить сбалансированность пищевого рациона по белкам, жирам, углеводам; - определить оптимальность пищевого рациона в соответствии с учебной сменой в школе и двигательным режимом школьника; - определить соответствие меню школьника основным принципам здорового питания. Необходимы: таблицы среднесуточных энергозатрат школьников разных возрастных групп, таблицы калорийности пищи, рекомендуемые для школьников, калькулятор. Порядок выполнения задания: по приведенным таблицам с нормативными значениями важнейших пищевых веществ составить суточное меню школьника определенной возрастной группы (младший, средний) старший школьный возраст) с учетом особенностей двигательного режима ученика (занимается спортом или нет). Теоретическое обоснование темы. Рекомендуемое потребление энергии и основных пищевых веществ представлено в табл. 11. Потребность в животном белке должна покрываться на 65 % от суточной нормы для 6-летних детей и на 60 % - для детей старше 7 лет. Сочетание животных и растительных жиров в суточном меню должно составлять 80 % и 20 %, соответственно. Сложных углеводов должно быть в 4 раза больше, чем простых. Соотношение белки:жиры:углеводы равно 1:1:4 (для младших школьников - 1:1:6). Вместе с тем, в питании населения Тульского региона, в том числе детского, превалируют простые углеводы, что предрасполагает к дисфункции поджелудочной железы и нарушению обменных процессов (ожирение).

Детское питание зачастую бывает перегружено углеводами за счет избытка кондитерских изделий, сахара, макаронных, мучных изделий, хлеба. Избыток углеводов переходит в жир, создавая избыток веса; сахар создает угрозу развития кариеса. Важную роль в оздоровлении организма с помощью питания играют витамины и минеральные вещества. В организме они, как правило, не воспроизводятся и должны поступать с пищевыми продуктами (табл. 12, 13). У современных школьников авитаминозы встречаются только в группе бездомных детей, но гиповитаминозы (недостаточность витаминов в питании и в организме) возможны и в благополучных семьях, особенно в зимне-весенний период, когда содержание витаминов в продуктах уменьшается в связи с естественными потерями. При этом дефицит витаминов группы В создает основу для снижения функционального благополучия нервной системы и способствует возникновению неврозов. Поэтому в проблемные периоды года необходима искусственная витаминизация пищи (например, добавление витаминов в третьи блюда из расчета суточной нормы потребления) в школьных столовых или дополнительный прием поливитаминных препаратов в возрастной дозировке в домашних условиях. Не вся принятая пища усваивается, часть ее выбрасывается из кишечника в виде шлаков. Усвояемость животной пищи равна в среднем 95 %, растительной - 80 %, смешанной - 82-90 %. На практике расчеты ведутся исходя из 90 % усвоения пищи. Поэтому при расчете калорийность пищи должна на 10-15 % превышать регламентируемое возрастом энергопотребление.

Полноценность минерального, в том числе микроэлементного, состава пищи очень важна для оптимизации водно-солевого обмена организма (костно-мышечные ткани, зубы), функций эндокринной системы. Недостаток йода создает дисфункцию щитовидной железы (что характерно для населения Тульского региона); недостаток цинка приводит к задержке роста и полового созревания детей; недостаток железа - к малокровию. Дефицит фтора способствует развитию кариеса. Потребность в воде у детей 6-7 лет составляет 60 мл на 1 кг массы тела, у школьников - 50 мл. Но следует также учитывать условия деятельности, климатические условия и др. Для организма одинаково вреден избыток и недостаток воды, т. к. возникают либо перегрузка системы кровообращения и выделения, либо обезвоживание организма, что создает дисфункцию водного обмена. Для того чтобы рацион школьника обеспечивал необходимые для здорового организма пищевые вещества, следует в каждодневном питании придерживаться рекомендуемых величин потребления продуктов, которые представлены в табл. 14. Следует только учесть, что эти продукты представлены в сыром необработанном виде. При обработке неизбежны потери (отходы). Так, при варке мясо теряет 40 % от исходного веса. В то же время крупы, бобовые и макаронные изделия при кулинарной обработке дают "привар" (увеличение массы).

Ежедневно все перечисленные в табл. 14 продукты не могут быть использованы в питании. Часть продуктов должна присутствовать каждый день (мясо, молоко, масло сливочное и растительное, хлеб, овощи, фрукты, мед (сахар)), другая часть (сыр, яйца, творог, рыба) могут быть включены в питание 2-3 раза в неделю. Большое значение для школьника имеет режим питания, который регламентирует число приемов пищи, интервал между ними, количество калорий на прием, качественную полноценность продуктов на отдельный прием, распределение рациона по приемам пищи в течение дня (табл. 15, 16).

5-кратное питание рекомендуется ослабленным детям, имеющим хронические заболевания, а также ученикам начальной школы и группы продленного дня. Кроме того, такое питание желательно организовать школьникам в летний период (каникулярный), когда их энергозатраты значительно выше, чем в зимний период (табл. 17, 18).

Постепенно взрослея, маленький ребенок готовится идти в школу. Кроме многочисленных забот, связанных с этим событием, любящих родителей волнует рацион питания будущего школьника. Ведь на грамотном сбалансированном питании строится здоровье ребенка, на которого в школе выпадают довольно серьезные нагрузки. Примерное меню школьника на неделю должно включать в свой состав оптимальное соотношение белков, жиров, углеводов, витаминов, аминокислот и других жизненно важных составляющих.

Общеизвестно, что активный процесс получения знаний существенно увеличивает энергетические затраты детского организма. Поэтому ребенок обязательно должен употреблять в пищу мясо, рыбу, крупы, а для нормального функционирования желудочно-кишечного тракта – овощи и фрукты. Также важно соблюдать питьевой режим школьника. К слову, настоящей кладезем витаминов является морковный сок.

Примерное недельное меню для ребенка, проводящего большую часть дня в школьном учебном заведении, может быть следующим.

  • В понедельник на завтрак ребенку рекомендуется съесть кашу гречневую, хлеб с маслом, какао, либо кофе со сливками. На обед школьник с удовольствием съест легкий свекольный салат, овощной суп, мясные котлеты с картофелем, компот, хлеб. Согласно общепринятому принципу дробного питания, полдник – это своеобразный перекус. Ребенок может выпить кефир с печеньем, съесть яблоко. Ужин должен быть легким: творожная запеканка, тертая морковь, молоко, кусочек хлеба.
  • Во вторник ребенку можно предложить на завтрак кашу овсяную, омлет, кофе с молоком, хлеб с маслом. На обед школьнику рекомендуется съесть овощной салат, свежие щи на костном бульоне, картофельную запеканку, кисель, хлеб. В полдник ребенка порадует стакан молока и сдоба. На ужин уставший за день ребенок с удовольствием покушает винегрет, заливную рыбу, кефир с сахаром, кусочек хлеба.
  • В среду, так называемую середину учебной недели, на завтрак школьнику можно предложить рисовую кашу, чай с молоком, бутерброд с маслом и сыром. На обед ребенку понравится овощной салат, фасолевый суп на мясном бульоне, тефтели с пюре, чай с молоком и сахаром, хлеб. В полдник среды рекомендуется выпить стакан кефира с сахаром, съесть печенье, яблоко. На ужин ребенку можно приготовить отварное мясо с тушеными овощами, молоко, хлеб.
  • В четверг на завтрак подойдет овсяная каша, кофе с молоком, бутерброд с сыром. В обед стоит предложить школьнику овощной салат, перловый суп на костном бульоне, отварную курицу с картофельным пюре, морковный или яблочный сок, хлеб. Рацион полдника может включать молоко, сдобу, яйцо. На ужин хорошо приготовить тефтели с рисом, заправленные томатно-сметанным соусом, кефир с сахаром.
  • В пятницу день начинается с такого завтрака: молочная вермишель с сыром, кофе с молоком, хлеб с маслом. Обед: свекольный салат, борщ, жареная рыба с картофельным пюре, компот, хлеб. В полдник ребенок может подкрепиться салатом из свежих овощей. На ужин его ждет морковно-творожная запеканка, молоко, хлеб.
  • Субботнее меню: на завтрак – омлет, чай с молоком, перловая каша, хлеб с маслом. В обед школьника порадует овощной салат, рассольник, отварное мясо с тушеной капустой, компот, хлеб. Полдник – это молоко, сдоба. На ужин рекомендуется приготовить творог, отварную рыбу, кефир, хлеб.
  • В воскресенье на завтрак: пшенная каша, кофе с молоком, бутерброд с сыром. На обед: овощной салат, картофельный суп, мясной гуляш, компот, хлеб. В полдник ребенок может выпить кефир с сахаром, съесть печенье, яблоко. На ужин: творог, тертая морковь, чай с сахаром, хлеб.

Такое примерное меню школьника на неделю позволит сохранить здоровье ребенка на весь период обучения.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...