Кошерная еда: что это. Что значит кошерное питание

Кашрут - система ритуальных правил, определяющих соответствие чего-либо требованиям Галахи , еврейского Закона. В основе законов кашрута лежат заповеди Торы , а также дополнительные правила, установленные еврейскими религиозными авторитетами, главным образом в Мишне и Гемаре , вместе образующими Талмуд (Устная Тора).

Обычно термин «кашрут » используют применительно к своду религиозных предписаний, связанных с пищей, однако его применяют и в других аспектах традиционной жизни - от юридических (например, правомочность свидетелей ) до бытовых (выбор ткани ) и ритуальных (тфилин , цицит).

Кашрут пищи

В разных еврейских общинах законы кашрута могут несколько различаться. Наибольшие различия существуют при соблюдении пасхальных запретов. Правила кашрута различаются и у разных течений внутри иудаизма, например для особо верующих имеются особо строгие правила так называемый глат ко́шер (идиш גלאַט כּשר - «просто/строго кошерное»).

Кошерность мяса

Животные, обитающие на суше

В пищу разрешено только мясо животных, являющихся одновременно жвачными (строго травоядных) и парнокопытными (имеющих раздвоенные копыта). Это травоядные животные, такие как коровы, овцы и козы, а также: лоси, газели, горные козлы, жирафы и т. п.

Тора перечисляет четыре вида животных, обладающих только одним из двух признаков кошерности. Это свинья , верблюд , даман и заяц . Эти животные запрещены в пищу. Таким образом, свинина некошерна потому, что свинья не жует жвачку, а не потому, что свинья грязнее прочих животных.

Птицы

Тора не определяет никаких признаков для кошерных птиц. Она просто перечисляет список трефных птиц. Среди них такие, как орёл, сова, пеликан. Поскольку сегодня нет возможности точно идентифицировать всех трефных птиц, перечисленных в Торе, в пищу употребляют только домашних птиц, о кошерности которых существует традиция. Это куры, утки, гуси, индейки и голуби.

Яйца птиц должны обязательно иметь разные концы: один более острый, другой - более округлый. Яйца же тех видов птиц, которые имеют одинаковые концы: или оба острые, или оба тупые - есть нельзя (обычно такие птицы хищные или падальщики). Поскольку кровь категорически запрещена к употреблению, яйца, в которых есть сгусток крови - являются некошерными.

Библейские животные, название которых не установлено

Значение названий некоторых животных, упоминающихся в Пятикнижии в связи с кашрутом, исследователями точно не установлено. Среди них: «анака » , «летаа » , «хомет », «тиншемет » , «харгол » , «хагав » , «солам ».

Забой скота и птицы (шхита ) и кошерование мяса

Законы кашрута распространяются также и на процесс забоя животного. Чтобы мясо было полностью кошерным, оно должно отвечать нескольким требованиям:

Существуют также специальные законы ритуальной подготовки ножа , которым будет зарезано животное - как затачивать нож, проверять, чтобы на нём не было ни малейшей щербинки и т. п.; законы о том, где и как резать (только одним движением и только горло в районе прохождения сонной артерии). Мясо зарезанных надлежащим образом животных, здоровье которых было непоправимо повреждено, некошерно.

Тора запрещает употреблять в пищу кровь. Поэтому мясо замачивают в воде комнатной температуры, а затем помещают на специальную доску для соления и посыпают крупной солью. Соль впитывает кровь. После этого мясо тщательно промывают.

Шо(й)хет обычно много лет учится в ешиве , чтобы получить общие знания еврейских законов. Затем он проходит специальный курс для резников, длящийся около года и завершающийся экзаменом. Только после этого он получает право делать шхиту. Законы о шхите и проверке туши животного на кошерность весьма многочисленны и сложны, поэтому лишь человек, который досконально их изучил и получил соответствующий диплом, имеет право заниматься этим ремеслом.

Специалист, проверяющий тушу предназначенного в пищу животного, называется машгиах (ивр. משגיח ‎, надзирающий). Машгиах обследует тушу, чтобы установить, есть ли признаки болезни , по которым мясо считается трефным. Существуют и другие профессии, связанные с кашрутом, например менакер (ивр. מנקר ‎) - человек, очищающий заднюю часть туши от запрещённых в пищу жил.

Кошерность рыбы

«Рыба» в данном случае является расширенным понятием, включающим в себя не только собственно рыб, но и других обитающих в воде животных. Рыба , согласно законам кашрута, мясом не является, а потому на неё правила относительно мясных продуктов не распространяются. Рыба является «па́рве » (от идиш פּאַרעװע , «ни молоко, ни мясо», «нейтральное»), то есть может употребляться как с мясными, так и с молочными продуктами. Тем не менее, существует традиция не есть рыбу вместе с мясом.

Кошерные рыбы, согласно определению кашрута, имеют два обязательных признака: у них есть чешуя и плавники . Кошерная чешуя не прикреплена намертво к телу рыбы и с лёгкостью отделяется, если провести по рыбе ногтем. В случае, если есть сомнение о наличие у рыбы плавников или чешуи, существуют вспомогательные признаки: кошерная рыба имеет жабры , позвоночник , и должна метать икру .

Производство мёда начинается с того момента, как рабочая пчела покидает улей для сбора нектара или пыльцы. Пчела собирает нектар в мешок, расположенный на её теле, и приносит его в улей. В улье нектар передается от одной пчелы к другой, жуётся и выплёвывается по несколько раз. Таким образом образуется густой сироп, который содержит большее количество протеина и очень мало влаги. Рабочая пчела выливает сироп в ячейку соты и затем обдувает его своими крылышками. Это делает сироп ещё более густым. Так получается мёд.

Таким образом, несмотря на то, что со строго научной позиции, нектар и подвергается ферментной биотрансформации секретами, выделяемыми в зобу медоносной пчелы , с точки зрения кашрута, мёд представляет собой цветочный сок, переработанный пчелой и поэтому считается продуктом растительного, а не животного происхождения.

Кошерность напитков

Некоторые сорта водки являются трефными, поскольку в их состав входят молочные добавки (например, водка «Посольская»).

Пасхальный кашрут

Для продуктов в фабричных упаковках в дополнению к штампу кашрута должен присутствовать специальный штамп «Кашер ле-Песах » («Kosher for Passover»).

Хамец

В Песах нельзя не только пользоваться, но и владеть квасным (хамецом).

Примеры квасного:

  • Любые злаки - пшеница , ячмень , рожь , овёс , или полба , которые входили в контакт с водой или другими жидкостями, должны рассматриваться как хамец, поскольку в них может начаться брожение .
    • Мучные продукты: лапша из муки, вермишель , овсянка , хлеб , торт , печенье , пирожные , маца и блюда из мацы, не приготовленные специально для Песаха.
    • Продукты из злаковых: кукурузные хлопья, воздушные пшеничные зерна, толченая пшеница и др.
  • Солодовые продукты: все солодовые и дрожжевые продукты, овощные экстракты, горчица и другие приправы.
  • Напитки: пиво, виски и другие алкогольные напитки, солодовый уксус и маринованные продукты, содержащие солодовый уксус, фруктовые эссенции, глюкоза.

В различных еврейских общинах правила относительно квасного могут отличаться друг от друга. Так, ашкеназы запрещают в пищу и употреблению т. н. китнийот : продукты, содержащие бобовые , рис , а также похожие на них продукты, например, арахис , и др. Существуют различные обычаи по отношению к различным растительным маслам , например, к соевому и кукурузному маслам.

Мнения о значении кашрута

Полезность кошерной пищи

Согласно этому мнению, Творец, сотворивший мир, дал человечеству Закон, в соответствии с которым следует жить. Он лучше всех знает, что хорошо и полезно для духовного благополучия человека. Подобно тому, как если врач даёт пациенту определённые лекарства или назначает диету, пациент будет следовать указаниям врача, даже не понимая их смысла. Пациент понимает, что врач знает лучше, какое именно лечение необходимо, и принимает назначенные лекарства, даже если не имеет представления, как именно они действуют.

Стремление к святости

Согласно этому мнению, цель законов кашрута состоит в том, чтобы привить такие качества как самодисциплина и способность к самоограничению, а также возвысить акт принятия пищи от животного уровня до высокоорганизованного и сознательного.

Тем самым, законы кашрута являются частью системы заповедей Торы, выполняя которые, человек учится контролировать свои желания и страсти и, тем самым, растёт духовно.

Сохранение национальной самоидентификации

Многие законы кашрута направлены на то, чтобы ограничить контакты с неевреями. К примеру, многие виды пищи считаются трефными только из-за того, что приготовлены неевреями. Виноградное вино, приготовленное неевреями, также запрещено.

Эти «неудобные» законы служат преградой, барьером для контактов, которые могут в конце концов привести к бракам с неевреем, что является серьёзным нарушением Торы. Кашрут также сближает евреев, где бы они ни находились. Когда еврей, соблюдающий кашрут, едет в другой город или страну, он будет искать там раввина и общину, где он сможет достать кошерную еду. А в синагоге, еврей встречает ещё больше новых друзей, разделяющих его взгляды и нравственные ценности. Таким образом, соблюдающий законы кашрута еврей никогда не окажется в одиночестве в любом городе мира, где живут евреи.

Когда кто-то в некошерном ресторане заказывает говяжий бифштекс вместо свиных отбивных, пытаясь соблюсти «кошер», я уже не смеюсь над ним. Выбор этого человека, возможно, свидетельствует о его попытке отказаться от некошерной свинины… Если он отказывается от сливочного масла и не разбавляет свой кофе молоком после мяса, я уважаю этого человека ещё больше, ибо он, очевидно, помнит заповедь Кашрута «НЕ ВАРИ ТЕЛЁНКА В МОЛОКЕ МАТЕРИ»… А если он вообще предпочитает рыбу мясному, я усматриваю в нём человека, серьёзно пытающегося жить по заповедям Бога

Р. Залман Шахтер, «Состояние еврейской веры»

Моральные ценности

Согласно этому подходу, цель законов кашрута в том, чтобы

  1. сократить до минимума число животных, которых можно убивать;
  2. производить умерщвление животных наиболее безболезненным способом;
  3. воспитать отвращение к пролитию крови.

Жестокость по отношению к животным прямо запрещена Торой. Охота и умерщвление животных для развлечения - запрещены. Убивать животных можно только для еды, для медицинских исследований и т. п. Шхита (забой скота согласно Торе) - является одним из наиболее гуманных методов умерщвления животного. В соответствии с законами кашрута, любое раненое животное уже не кошерно. Поэтому убивать животных следует быстро - одним ударом, чтобы уменьшить боль до минимума. Инструменты, которыми пользуется резник (нож, топор), должны быть острыми. Животное при этом теряет сознание в доли секунды.

Тора запрещает также употреблять в пищу кровь. Этим объясняются специальные законы забоя скота, замачивания и соления мяса, обеспечивающие удаление крови. Таким образом Тора учит не быть жестокими.

Удивительно, что никто из соседей израильтян не разделяет существующего у них абсолютного запрета на употребление крови. На кровь смотрят как на продукт питания… Кровь - это символ жизни. Согласно законам иудаизма, человек имеет право на поддержание своей жизни путём употребления в пищу лишь минимального количества живой материи… Человек не имеет права посягать на саму «жизнь». Поэтому кровь - жизнь - должна быть символически «возвращена Богу» - мясо должно быть обескровлено перед приготовлением пищи.

Яков Милгром, профессор университета в Беркли

Объективность и бренды кашрута

На упаковке продукта может быть несколько печатей инстанций, проверяющих кошерность. Это делается, чтобы удовлетворить все сегменты рынка.

Из всего вышеизложенного следует, что кашрут является герменевтическим сводом субъективных суждений, и его нельзя подтвердить объективным лабораторным исследованием. Поэтому многие верующие люди не полагаются на лицензии о кашруте государственных ведомств, таких, как Главный раввинат в Израиле или Инспекция кашрута штата Нью-Йорк, или крупных организаций, как Ортодокс Юнион , а предпочитают лицензирование от известного им или почитаемого в их общине раввина .

С 1950-х годов существует общепринятый международный товарный знак кошерной пищевой продукции - буква «К» в окружности - подтверждающий кошерность продукта. На упаковке может быть несколько печатей и фирменных знаков. Это значит, что производители позаботились получить лицензию кашрута в разных инстанциях, чтоб удовлетворить все возможные сегменты рынка. В Израиле в 1977 году все крупнейшие сети супермаркетов устранили некошерные продукты со своих прилавков. В Армии обороны Израиля обязательно приготовление лишь кошерной пищи.

Рынок кошерных продуктов

В настоящее время рынок кошерных продуктов стал огромным бизнесом. Лишь в США годовой оборот рынка составляет по разным оценкам от 50 до 150 миллиардов долларов . По сообщению журнала «Новости пищевой отрасли» , рынок кошерных продуктов активно расширяется, завоевывая крупные сегменты нееврейских потребителей.

Согласно данным журнала Kosher Today, среди 11 млн американцев, выбирающих продукты по принципу кошерности, только один миллион собственно евреев. Кошерные продукты потребляют не только набожные евреи, но и другие категории потребителей: вегетарианцы , адвентисты седьмого дня , мусульмане , люди с аллергией на лактозу или клейковину и многие другие категории потребителей.

Объём российского рынка кошерных продуктов составляет около $5 млн (на июль 2006). Помимо магазинов, традиционно работающих при синагогах , в 2002 году на Трифоновской улице ООО «Кошер» открыло первый и пока что единственный в Москве супермаркет кошерной еды.

‏גלאַט כּשר ‏‎ - «просто/строго кошерное»)

Кошерность мяса

Животные, обитающие на суше

В пищу разрешено только мясо животных, являющихся одновременно жвачными (строго травоядных) и парнокопытными (имеющих раздвоенные копыта). Это травоядные животные, такие как коровы, овцы и козы, а также лоси, газели, горные козлы, жирафы (последних на сегодняшний день не принято употреблять в пищу) и т. п.

Тора перечисляет четыре вида животных, обладающих только одним из двух признаков кошерности. Это свинья , верблюд , даман и заяц . Эти животные запрещены в пищу. Таким образом, свинина некошерна, потому что свинья не пережёвывает жвачку, а не потому, что она «грязнее» прочих животных. В отношении «наполовину кошерных» животных существует особо строгий запрет, призванный уравновесить возможное легкомысленное отношение народа к запрещённости их мяса в силу «почти кошерности».

Поскольку кровь категорически запрещена к употреблению, яйца, в желтке которых есть сгусток крови, являются трефными. Яйца с кровью в белке не обязательно выбрасываются, а просто освобождаются от крови и употребляются в пищу .

Библейские животные, современные названия которых не установлены

Значение названий некоторых животных, упоминающихся в Пятикнижии в связи с кашрутом, исследователями точно не установлено. Среди них: «анака » , «летаа » , «хомет », «тиншемет » , «харгол » , «хагав » и «солам ».

Забой скота и птицы (шхита ) и кошерование мяса

Законы кашрута распространяются также и на процесс забоя животного. Чтобы мясо было полностью кошерным, оно должно отвечать нескольким требованиям:

  1. Должно использоваться мясо только кошерных животных, перечисленных выше.
  2. Животное должно быть зарезано в соответствии со всеми требованиями Галахи . Этот процесс называется шхита (ивр. ‏שחיטה ‏‎), а квалифицированный резник - шо(й)хет (ивр. ‏שוחט ‏‎). В соответствии с Галахой, одним из необходимых условий для кошерной шхиты является шхита одним плавным движением ножа, перерезающим одновременно большую часть (диаметра) трахеи и большую часть пищевода. Рваное движение ножа, задержка движения ножа, прокол тканей животного острым концом ножа делают шхиту некошерной, а животное - запрещённым в пищу евреям.

В Швейцарии, Швеции, Дании и Нидерландах шхита запрещена законом о защите животных как негуманный метод забоя скота.

Существуют также специальные законы ритуальной подготовки ножа , которым будет зарезано животное - как затачивать нож, проверять, чтобы на нём не было ни малейшей щербинки и т. п.; законы о том, где и как резать. Мясо зарезанных надлежащим образом животных, здоровье которых было непоправимо повреждено, некошерно.

Что касается ножа для шхиты, его лезвие должно быть не только очень острым, но и абсолютно гладким - такое лезвие лучше проникает в тело. Для такой заточки используется целый набор камней, от крупнозернистых до мелкозернистых. Ножи и камни, которыми пользуется резник, стоят немалых денег. Только процесс заточки ножа может занять несколько часов. Нож проверяют, проводя им по ногтю, и если при этом чувствуется хотя бы малейшая зазубрина - нож непригоден для шхиты. Галаха также отмечает, что чем выше уровень страха перед Небом у человека, тем более сосредоточенно он будет проверять нож. Поэтому есть обычай, что резник не только проверяет нож сам, но и дает его на проверку местному раввину.

Поскольку работа резника требует точности действий, старый или больной человек не имеет права заниматься шхитой. В связи с этим в прошлом, когда община обычно имела только одного резника, нередко возникали разногласия между раввином и резником. Например, если в общину приезжал новый молодой раввин, то бывало, что престарелый и всеми уважаемый резник, который на самом деле был уже непригоден для этой ответственной работы, отказывался расставаться с прибыльной должностью и мог настроить всю общину против раввина. В XIX веке рабби Шломо Клугер вёл активную борьбу с этим явлением в Галиции и соседних странах. В одной из таких историй, происшедшей в Бердичеве в 1843 году, он даже подвергался угрозам жизни со стороны хозяев местной скотобойни. Он также постановил, что община обязана иметь пенсионный фонд для обеспечения резника, который уже не способен выполнять свою работу.

Тора запрещает употреблять в пищу кровь. Поэтому мясо сначала на полчаса замачивают в воде комнатной температуры, для того, чтобы размягчить его, а затем посыпают со всех сторон крупной солью и на час помещают на специальную наклонную доску или решётку для того, чтобы кровь могла свободно стекать с мяса. Соль впитывает кровь. После этого мясо тщательно промывают в трёх водах.

Шо(й)хет обычно много лет учится в ешиве , чтобы получить общие знания еврейских законов. Затем он проходит специальный курс для резников, длящийся около года и завершающийся экзаменом. Только после этого он получает право делать шхиту. Законы о шхите и проверке туши животного на кошерность весьма многочисленны и сложны, поэтому лишь человек, который досконально их изучил и получил соответствующий диплом, имеет право заниматься этим ремеслом.

Специалист, проверяющий тушу предназначенного в пищу животного, называется машгиах (ивр. ‏משגיח ‏‎, надзирающий). Машгиах обследует тушу, чтобы установить, есть ли признаки болезни (а именно гемофилии), по которым мясо считается трефным. Существуют и другие профессии, связанные с кашрутом, например менакер (ивр. ‏מנקר ‏‎) - человек, очищающий заднюю часть туши от запрещённых в пищу жил.

Кошерность рыбы

«Рыба» в данном случае является расширенным понятием, включающим в себя не только собственно рыб, но и других обитающих в воде животных . Рыба , согласно законам кашрута, мясом не является, а потому на неё правила относительно мясных продуктов не распространяются. Рыба является «па́рве » (от идиш ‏פּאַרעװע ‏‎ - «ни молоко, ни мясо», «нейтральное»), то есть может употребляться в одной трапезе как с мясными, так и с молочными продуктами. Однако запрещено смешивать в одном блюде рыбу с мясной или молочной пищей. После употребления рыбы необходимо съесть что-либо (например, кусочек хлеба) и что-нибудь попить. После этого можно есть мясо.

Кошерные рыбы, согласно определению кашрута, имеют два обязательных признака: у них есть чешуя и плавники . Кошерная чешуя не прикреплена намертво к телу рыбы и с лёгкостью отделяется, если провести по рыбе ногтем. Считается, что плавники есть у любой рыбы. Наличие чешуи является вторым обязательным признаком, поэтому, когда продают чищеную рыбу, то всегда оставляют на ней кусочек с чешуёй.

Некоторые сорта водки являются трефными, поскольку в их состав входят молочные добавки (например, водка «Посольская») .

Пасхальный кашрут

Для продуктов в фабричных упаковках в дополнению к штампу кашрута должен присутствовать специальный штамп «Кашер ле-Песах » («Kosher for Passover»).

Хамец

В Песах нельзя не только пользоваться, но и владеть квасным (хамецом).

Примеры квасного:

  • Любые злаки - пшеница , ячмень , рожь , овёс , или полба , которые входили в контакт с водой или другими жидкостями, должны рассматриваться как хамец, поскольку в них может начаться брожение .
    • Мучные продукты: лапша из муки, вермишель , овсянка , хлеб , торт , печенье , пирожные , маца и блюда из мацы, не приготовленные специально для Песаха.
    • Продукты из злаковых: кукурузные хлопья, воздушные пшеничные зерна, толченая пшеница и др.
  • Солодовые продукты: все солодовые и дрожжевые продукты, овощные экстракты, горчица и другие соусы.
  • Напитки: пиво, виски и другие алкогольные напитки, солодовый уксус и маринованные продукты, содержащие солодовый уксус, фруктовые эссенции, глюкоза.

В различных еврейских общинах правила относительно квасного могут отличаться друг от друга. Так, ашкеназы запрещают в пищу и употреблению т. н. китнийот : продукты, содержащие бобовые , рис , а также похожие на них продукты, например, арахис , и др. Существуют различные обычаи по отношению к различным растительным маслам , например, к соевому и кукурузному маслам.

Мнения о значении кашрута

Воля Творца

Иудейский закон рассматривает эту заповедь как «хок»(«закон») - не имеющую логического объяснения, а исполняемую исключительно в знак подчинения воле Бога. Объяснения же, которые имеются в еврейской литературе (а иудаизм всячески приветствует поиск даже скрытого смысла), призваны только лишний раз показать, что для человека хорошо следовать воле Творца даже тогда, когда он не видит в этом явного смысла и дать человеку дополнительную радость от исполнения заповеди. Встречается также и подход, согласно которому еврей, а точнее - иудей, вполне может искренне считать свинину вкусной и питательной, и не есть её только потому, что ему этот вид пищи запрещён.

Подход хасидизма

С точки зрения хасидизма, физический мир создан Творцом для того, чтобы достичь «обители в нижних мирах» - состояния единства с миром, который, несмотря на то, что он по своему устройству отрицает Творца, всё же в конце концов проявит Его. Эта «обитель» достигается тем, что евреи и неевреи исполняют заповеди Творца (613 заповедей для евреев и 7 заповедей для неевреев), используя непосредственно материю физического мира (поэтому большинство заповедей Торы связаны с материальными предметами, а не только духовными принципами и идеями). Таким образом, они соединяют Волю Творца (отраженную в заповедях Торы) - а тем самым и Его Сущность - с физической материей.

Критика кашрута

Объективность и бренды кашрута

На упаковке продукта может быть несколько печатей инстанций, проверяющих кошерность. Это делается, чтобы удовлетворить все сегменты рынка.

Из всего вышеизложенного следует, что кашрут является герменевтическим сводом субъективных суждений, и его нельзя подтвердить объективным лабораторным исследованием. Поэтому многие верующие евреи не полагаются на лицензии о кашруте государственных ведомств, таких, как Главный раввинат Израиля или Инспекция кашрута штата Нью-Йорк, или крупных организаций, как «Ортодокс Юнион» , а предпочитают лицензирование от известного им или почитаемого в их общине раввина .

На упаковке может быть несколько печатей и фирменных знаков. Это значит, что производители позаботились получить лицензию кашрута в разных инстанциях, чтоб удовлетворить различные сегменты рынка. В Израиле в 1977 году все крупнейшие сети супермаркетов убрали некошерные продукты со своих прилавков. В Армии обороны Израиля обязательно приготовление лишь кошерной пищи.

Рынок кошерных продуктов

В настоящее время рынок кошерных продуктов стал огромным бизнесом. Лишь в США годовой оборот рынка составляет по разным оценкам от 50 до 150 миллиардов долларов . По сообщению журнала «Новости пищевой отрасли» , рынок кошерных продуктов активно расширяется, завоевывая крупные сегменты нееврейских потребителей.

Согласно данным журнала Kosher Today, среди 11 млн американцев, выбирающих продукты по принципу кошерности, только один миллион собственно евреев. Кошерные продукты потребляют не только набожные евреи, но и другие категории потребителей: вегетарианцы , адвентисты седьмого дня , мусульмане , люди с аллергией на лактозу или клейковину и многие другие категории потребителей.

Около 150 000 видов кошерных продуктов представлено на мировом рынке, и это количество ежегодно увеличивается примерно на 2 500 новых продуктов.

Страны-лидеры рынка кошерных продуктов - США , Израиль , Франция , Великобритания и Австралия . [ ]

Объём российского рынка кошерных продуктов составляет около $5 млн (на июль 2006). Помимо магазинов, традиционно работающих при синагогах , в 2002 году на Трифоновской улице ООО «Кошер» открыло первый в Москве супермаркет кошерной еды. [ ]

Всемирная организация по сертификации кошерной продукции OK Kosher Certification в 2010 году открыла специальный «Русский» отдел для работы со странами бывшего СССР. За два года работы сертифицировано более 60 заводов на территории РФ, стран СНГ и Балтии. На сегодняшний день OK Kosher Certification является самой [ ] крупной и опытной организацией в сфере кошерной пищевой промышленности на территории РФ, стран СНГ и Балтии. [ ]

Казусы, связанные с кашрутом

Рассказывают, как попал хасид в рай. Посадили его за стол, стали подавать райские угощения. А хасид и спрашивает:
- А кто тут проверяет у вас на кошерность?
- Как это кто? Сам Господь Бог и проверяет!
- Знаете что, я тогда поем только зелени.

Практически каждый человек знает о существовании понятия «кошерная еда». Что это за термин? Что он означает? Понятие о кошерных продуктах пришло к нам из Израиля. Именно там существует строгий свод определенных законов и правил для верующих евреев - галаха. Этот перечень норм охватывает устои как семейной, так и религиозной, а также общественной жизни. В галахе присутствует понятие «кашрут». Оно означает пригодность и дозволенность чего-либо для жизни верующих.

Законов кашрута строго придерживаются евреи при выборе продуктов для приготовления разнообразных блюд. Они диктуют религиозные правила и способы хранения пищи. Иначе говоря, контроль над качеством кошерной еды ведется довольно-таки жесткий. Его осуществляет сто семьдесят организаций Израиля, у каждой из которых имеется своя печать. В том случае, если пища соответствует требованиям кошерности, об этом будет знать каждый, кто захочет ее попробовать. Продукт будет отмечен одной из данных печатей.

Что включает в себя? Пища, которую должны употреблять согласно законам галахи, включает:

- «басар» (мясные продукты);

- «халяв» (молочные продукты);

- «парвэ» (нейтральные продукты).

Что значит кошерная еда басар? Это мясо животных. Причем для термина «басар» подходят только жвачные травоядные с раздвоенными копытами, местом обитания которых является суша. Таким образом, к кошерным животным можно отнести коров и овец, газелей и коз, жирафов и лосей. Не входят в этот перечень свиньи, кролики и верблюды. Для того чтобы стать кошерным, мясо не должно иметь крови. Религиозные законы в этом отношении весьма строги. Считается, что употребление еды с кровью (даже если она содержится в яйце в виде сгустка) пробуждает жестокость у человека.

Из птицы в перечень кошерности попали только индейки и утки, куры и гуси, а также голуби. Яйца, разрешенные религиозными законами к употреблению в пищу, должны обладать одним заостренным, а другим округлым концом. Рыба, считающаяся кошерной, обладает двумя признаками. У нее обязательно должны быть плавники и чешуя. Употребление в пищу насекомых, червей и змей галахой запрещено.

Молочные продукты, которые подходят под понятие кошерная еда, что это? Перечень «халяв» включает в себя только ту пищу, которая считается чистой. Другими словами, молочные продукты должны быть получены только от кошерных животных.

Нейтральные продукты, подходящие к термину кошерная еда, что это? «Парвэ» - это нечервивые фрукты и овощи. Помимо этого, нейтральные продукты разрешено употреблять в пищу религиозными законами только тогда, когда не было их контакта с некошерной едой. Например, запрещается лакомиться помидором, смазанным свиным жиром.

Кошерные продукты весьма распространены на рынке Израиля. Однако эта тенденция в последние годы стала неуклонно меняться. Уже появилась кошерная еда в Москве. И дело здесь не в увеличении количества проживающих в столице евреев. Просто все больше людей придает значение правильному и здоровому питанию.

Блюда, которые приготовлены из продуктов, соответствующих кашруту, предлагает десяток ресторанов Москвы. Причем с каждым годом количество таких заведений неуклонно растет. В Измайлово отведать пищу, приготовленную с соблюдением еврейских религиозных канонов, можно в заведении «Эшель». На Цветном Бульваре можно посетить ресторан «Тель-Авив», а на Садово-Триумфальной кофейня «Шоколадница» предложит широкий выбор кошерной молочной продукции.

Многие слышали такое понятие, как "кошерно". Что значит этот термин? В каких случаях его употребляют? Какое происхождение имеет данное понятие? В статье найдутся ответы на эти вопросы.

"Кошерно" в переводе с иврита означает "пригодно". Поэтому под понятием "кошерное питание" сегодня следует понимать процесс поддержания жизни и здоровья с помощью пищи, которая при этом не наносит вреда человеку.

Иудаизм - самая древняя в мире монотеистическая религия - предполагает соблюдение религиозных предписаний, норм и правил - кошер, которые относятся не только к одежде, косметическим средствам, но и к продуктам. Согласно этой установке, евреи должны осуществлять приготовление пищи в соответствии с законами кашрута и строго в определенное время.

Основной целью закона считается, что кошера - рациональное и здоровое питание, создающее гармонию в развитии человеческого организма.

Кошерная пища

В предписаниях Моисея, которые находят свое отображение в письменном пятикнижном законе «Тора», указано, что некошерная пища скверно сказывается на здоровье индивида, снижается его религиозный уровень и ухудшается чувствительность, поэтому он не способен к духовному восприятию.

Этот закон гласит, что человек, вкусивший мясо хищника, способен к проявлению агрессии и способен сбиться с пути истинного. Поэтому чистой пищей будет считаться только филе травоядных зверей. Мясо хищников относят к трефным продуктам, т. е. запрещенным.

Особенности кошерного питания и продуктов

Кошерное питание предполагает использование человеком строго чистой пищи. По еврейским предписаниям все виды растений - это пригодные для употребления продукты. Однако не вся рыба, мясо птиц или животных будет кошерной пищей.

Кровь забитых в определенном порядке птиц, животных или рыб должна быть абсолютно исключена из рациона питания, кроме рыбы. Обязательным условием при умерщвлении животных является пользование резником острого ножа: чтобы животное не мучилось, процесс забоя нужно проводить быстро.

До того как приступить к процессу варки или жарки мяса, оно проходит стадии вымачивания в воде, затем выдерживается в специальном рассоле, и в конечном итоге его хорошо выполаскивают.

Осуществляется процесс разделки и проверка соответствия условиям и критериям кошерности особым квалифицированным специалистом - шохетом, который имеет определенное разрешение на убой животного. Кроме того, свинья у евреев считается нечистым животным, поэтому свинина никогда не будет кошерной.

Таким образом, учение "Тора" вразумляет человеку дисциплину и ограничения, воспитывает антипатию к пролитию крови и жестокости.

Список кошерных продуктов и блюд

Кошерная пища делится на три категории: мясная («басар»), молочная («халяв») и нейтральная («парвэ»). Основной принцип кошерного питания состоит в полном отделении молочной пищи от мясной. Специально для того, чтобы позиция кошерности была соблюдена, используются особые столовые и кухонные приборы и посуда. Кашрут требует окунания некоторой посуды в микву перед их первоначальным использованием.

Процесс приготовления таких продуктов по данным принципам предполагает подготовку пищи в специально отведенных для этого местах.

Продукты нейтральной категории могут употребляться в пищу одновременно с одной из этих категорий. К этой разновидности принадлежат те фрукты и овощи, которые не контактировали с некошерными продуктами или не червивы.

Список чистых продуктов довольно большой. Это макаронные изделия и бобовые, свежие, консервированные или замороженные фрукты и овощи, постное, арахисовое и оливковое масла, определенные виды спиртных и безалкогольных напитков, отдельные марки чая и шоколада.

Этот список можно продолжать, однако в любом случае необходимо обращать внимание на упаковку товара: на нем обязательно будет знак кошерности. В том случае, если знак отсутствует, необходима консультация у раввина.

Как приготовить кошерные блюда? Пригодными считаются такие, в процессе приготовления которых применялись определенные продукты. Поэтому кошерным необязательно будет считаться блюдо, которое прошло проверку у раввина, либо было приготовлено на израильской кухне или в еврейском ресторане. Совсем нет. Кошерное блюдо очень легко можно приготовить самому, учитывая все признаки кошерности для продуктов, которые есть у вас в холодильнике на кухне. Однако основной и главный признак - это, конечно, чистота в их приготовлении.

Об особенностях продуктов, которые пригодны для использования в пищу, мы поговорим ниже.

Кошерное мясо

Еврейская кухня предполагает использование мяса парнокопытных жвачных животных, питающихся травой. У них, благодаря мускулистому и железистому отделениям желудка, происходит тщательное переваривание пищи. Это и коровы, и овцы, и козы, и лоси, а также газели. Кроме того, сюда относят животных, у которых нет разреза копыт: кроликов, верблюдов и даманов. В "Торе" можно найти полный перечень кошерных животных.

Согласно кашруту "Торы", кошерное мясо - это куры, гуси, утки и индейки. Однако есть все-таки исключения: мясо хищных теплокровных яйцекладущих животных.

Кошерная молочная продукция

Относится ли к молочной продукции понятие "кошерно"? Что значит оно? Пригодной продукцией считается молоко, которое получено от чистых животных. Только в этом случае продукт является допустимым к употреблению. В ином случае он не может быть использован в пищу.

Кошерное питание имеет целый ряд специфических обычаев и традиций. Принцип кошерности гласит, что после употребления молока или другой молочной продукции нужно прополоскать рот и вкусить твердой нейтральной пищи, которая не прилипнет к небу.

Очень распространенным считается обычай делать перерывы между приемами разных категорий кошерной пищи. Для вкушения мяса нужен перерыв в 30-60 мин. После еды твердых сортов сыра и между употреблением "басар" и "халяв" необходимо подождать 6 часов. Молоко можно есть с рыбой, но из разной посуды.

Рыба, которую относят к кошерной

Ее не нужно убивать особым способом. Однако здесь тоже существуют исключения: кошерная рыба должна быть с наружным роговым покровом и конечностями. Это треска, камбала, тунец, щука, форель, лососевые, сельдь, палтус, пикша. Нельзя употреблять в пищу ракообразных членистоногих и мягкотелых. Насекомые, змеи и черви также не относятся к чистым видам продуктов.

Евреи не едят рыбу вместе с мясными продуктами, но их можно ставить на стол вместе.

Кошерное "парвэ"

Как уже отмечалось ранее, к категории "парвэ" принадлежат даже необработанные фрукты и овощи. Единственным условием для соблюдения кошерности в этом случае является отсутствие в этих продуктах насекомых. Поэтому фрукты, овощи, которые подвержены порче жучков и других насекомых, подвергаются тщательной проверке и обработке.

Яйца птицы также относятся к нейтральной категории. Однако в пищу разрешены в основном продукты домашней птицы с неодинаковыми концами, а именно курицы, гуся, индейки, допускается также фазана и перепелки. Нечистыми считают евреи яйца хищников или тех, которые питаются падалью. Продукты с кровянистыми вкраплениями относятся к некошерным. Поэтому перед употреблением их проверяют.

Эти виды чистой продукции не требуют даже наличия специального знака и в любых комбинациях могут смешиваться с другими. Однако если они были смешаны с молочными или мясными видами, то уже не относятся к категории "парвэ".

Где можно встретить такую продукцию

Кошерная продукция маркируется специальным знаком, который гарантирует соблюдение принципов такого питания, их полезность, экологичность и высокое качество. В связи с некоторыми трудностями приготовления подобной пищи, цена на пригодные для евреев товары значительно отличается от цен на продукты питания, которые можно найти на рынке или в супермаркете.

Где чаще всего кошерное питание считается традиционным? В основном пригодные продукты можно найти в Израиле, однако в последнее время даже население других стран придает большое значение правильному питанию, поэтому найти такую продукцию можно практически везде. А удостовериться в ее качестве поможет наличие кошерного знака раввина, который контролировал процесс производства продукта.

Кошерные продукты – что это такое?

Кошерное питание составляет основу рациона стран, исповедующих иудаизм. Согласно иудейским правилам галаха, запрещено или разрешено употреблять те или иные продукты питания, соответственно, они делятся на кошерные и не кошерные. Система кошерного питания очень древняя и является своеобразным сокровищем иудейского народа.

Вся кошерная продукция подразделяется на 3 большие группы: мясо – басар, халяв – молочные продукты, а парвэ – хлеб, фрукты, овощи и другие продукты.

Современный рынок, на котором продаются кошерные продукты , стал гигантским бизнесом. Например, только на территории США годовой оборот кошерной пищи достигает 150 млрд. долл. Это посодействовало в большой степени завоевание сегмента покупателей, не исповедующих иудаизм.

Кошерные продукты употребляют не только евреи, но и люди, страдающие аллергией, вегетарианцы м мусульмане, Впрочем, люди, не относящиеся ни к одной из этих категорий, часто отмечают, что кошерные товары более натуральные и вкусные.

Итак, что же из себя представляет кошерная пища? Кошерные товары отличаются невероятно высокими требованиями качества. Еврейская традиция кашрут очень строго определяет те критерии, которые могут определять такие разрешенные, чистые продукты. Перед поступлением на мировые рынки кошерная пища проходит несколько уровней контроля качества, поэтому сторонниками приобретения кошерных товаров являются люди, ведущие здоровый образ жизни.

Все кошерные продукты производятся или выращиваются в определенных условиях, отвечающих религиозным правилам. Если говорить о мясе, то животное должно быть выращено в исключительной чистоте и откормлено только экологически чистыми продуктами. Помимо того животное должно умерщвляться самым безболезненным способом, а его мясо должно быть обработано соляным раствором, чтобы в конечном продукте не было ни капли крови.

Продукция сельского хозяйства в соответствии с кашрутом должна быть выращена в экологически чистой зоне, а для стимуляции роста могут использоваться только натуральные удобрения.

Качество кошерных товаров строго контролируется 170 еврейскими организациями, которые ставят соответствующую отметку на продукт. Если вы сомневаетесь в кошерности продукта, то всегда смотрите на его упаковку.

В частности, отличить кошерные продукты от обычных можно, если обратить внимание на наличие на упаковке буквы Uв кружочке.

К перечню такой продукции сегодня можно отнести большой ассортимент товаров от кондитерских изделий до детских смесей и алкоголя.

В нашем интернет-магазине представлено кошерное оливковое масло из оливок PICUAL и Arbequina , изготавливается с соблюдением строгих правил и требований органической, экологически чистой, кошерной продукции. Оливковые рощи, где олива собирается вручную сотрудниками компании Pons, располагаются в живописном городе Лерида, который является центром производства оливкового масла всей Каталонии.

Традиции сбора, производства и хранения оливкового масла сохраняются долгие годы, а высокое качество и уникальные вкусовые характеристики кошерного оливкового масла Pons отмечены многими специалистами. Безусловно, на каждой бутылке масла есть подтверждение кошерности в виде буквы U, обведенной в кружок.

Свод религиозных предписаний кашрут очень вариативный и отличается в разных общинах. При этом качество продукта и его экологическая чистота делает ее очень популярной и все более востребованной.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...