Из чего японцы пьют чай. Что пьют японцы? Классическая японская церемония

Вместе с чаем японцы могут позволить себе съесть малюсенькое пирожное- конечно особенное.

Вагаси (яп. 和菓子) — традиционный японский десерт. При их создании используются натуральные продукты: бобовые (в основном красная фасоль — адзуки), рис, различные виды батата, агар-агар (растительный желатин), каштаны, различные травы и чаи. Вагаси отличаются менее сладким вкусом, чем привычные европейцам сладости. Они даже могут показаться совсем несладкими людям, которые к ним не привыкли. В высших слоях японского общества считалось признаком хорошего тона к чаепитию подавать сладости разнообразных изысканных форм. В современном обществе эстетика вагаси осталась неизменной.

Существует множество разновидностей вагаси:

Моти — колобки или лепешки из вареного на пару и толченого белого риса. Бывают с различными начинками и без них, поджаренные или нет.
Ёкан — пастила из сладковатой бобовой пасты и агар-агар.
Аманатто — сушеные бобы в сахарной глазури
Амэ — вид карамели, изготовленной из крахмала и сахара
Анмицу — кусочки охлажденного желе из агар-агар с фруктами и сладкой подливкой
Ботамоти — моти, снаружи покрытые пастой из фасоли адзуки
Варабимоти — кусочки прозрачного теста, приготовленного из растения вараби (разновидности японского папоротника). Подаются со сладкой соевой мукой кинако и сиропом из жженого сахара куромицуГюхи — более мягкая разновидность моти. Как правило, готовится из смеси риса и рисовой муки.
Дайфуку — основная разновидность моти с начинкой из пасты адзуки
Данго — кусочки моти, нанизанные на деревянные шпажки и политые сиропом
Дораяки — два круглых бисквита с начинкой из пасты адзуки
Имагаваяки — жареный пирожок с начинкой из пасты адзуки
Касивамоти — моти, завернутое в соленый лист дуба
Кинкато — сахарная карамель
Кинцуба — жареный пирожок из пресного теста с начинкой из пасты адзуки
Кусамоти — моти зеленоватого цвета, изготовленное с добавлением японской полыни йомоги
Мандзю — пирожки, приготовленные на пару, с начинкой из пасты адзуки
Монака — две тонкие хрустящие вафли с начинкой из пасты адзуки
Нэрикири — пирожные из белой фасолевой пасты, сахара и гюхи или тертого нагаимо (вид горного ямса)
Ракуган — твердые конфетки с большим содержанием сахара, используются во время чайной церемонии
Сакурамоти — моти, завернутое в соленый вишневый лист
Сёгато — засахаренный имбирь
Сируко (также дзэндзай) — традиционная новогодняя сладость, суп из сладкой фасоли с кусочками моти
Тайяки — разновидность имагаваяки, изготовленный в форме рыбки
Уиро — приготовленные на пару пирожные из рисовой муки и сахара, схожие с моти


А вот и рецепты, если вам захочется приготовить эти "десерты" дома;)

Для части «моти»:
1 чашка (220 мл) обычного белого японского риса, «урутимай» (тот который используют для любого блюда японской кухни, в том числе и для суси). Уритимай - среднезернистый, округлой формы, прозрачный рис. Зернышки приготовленного риса хорошо склеиваются друг с другом, при этом сам рис не мягкий.
2 чашки «мотимай» или сладкого риса. Мотимай называют сладким липким рисом. Зернышки у него намного меньше, чем у среднезернистого риса, матового белого цвета. Его дробят, чтобы потом замесить для клейких моти пирожных, или осэкихан (красный рис с бобами) и т.п.

Для пасты «цубуан» из «адзуки»:
* 2 чашки помытых мелких бобов
* 3/4 чашки сахара
* 1/2 чайной ложки йодированной соли

Немного воды, чтобы легче было формировать рисовые шарики.Бобы поместить в кастрюлю и замачивать в воде в течение 24 часов.Воду вылить, бобы залить свежей водой так, чтобы она только покрывала бобы. Довести до кипения и дать покипеть минуту. Воду вылить. Залить другой холодной водой. Процедуру повторить (довести до кипения, дать покипеть, вылить воду). Двойное кипение придает бобам лучший вкус и аромат.
Прибавить сахар, соль, налить воду, чтобы она приблизительно на 2 см была выше бобов. Пусть закипят, а потом уменьшить огонь и варить бобы до полной готовности, пока они не развалятся. При необходимости подливать воду.
Размять бобы в пюре, если необходимо можно добавить соли немного больше.

Приготовить рис обычным способом, в расчете воды на 3 чашки обычного риса.Готовый рис немного остудить. Теплый рис положить в большой полиэтиленовый пакет. Плотно завернуть пакет, по возможности удалив из него весь воздух. Сжимать, месить или колотить рис, пока он не превратится в однородную массу, но среди которой все еще можно увидеть некоторые зернышки. Такое состояние называется ханцуки или полуразбитое моти. Моти разделить на 24 равные части.Каждый сформированный шарик обертывать полиэтиленовым пакетом, на котором намазан цубуан. Если шарик выглядит забавно, его можно подкорректировать после разворачивания пакета.

Один из вариантов покрытия моти:
* 3-4 столовых ложек «курогама» или семян кунжута
* 1 столовая ложка сахарной пудры
* щепотка соли

В этом случае пастой цубуан заполнить моти, вернее моти собрать вокруг пасты, так же как поступают в случае с онигири. Такую овальную форму называют «тавара-гата» или «форма риса в виде кипы»Ну и, наконец, сервировать стол, на котором ботимоти или охаги в сопровождении зеленого чая и наслаждаться:)

Чайная церемония

Чайная церемония в Японии - это целый ритуал, заключающийся в совместном чаепитии, который зародился в Средневековье и стал частью японской культуры.

Чай в Японию был завезен из Китая монахами-буддистами. Первоначально чай употребляли буддийские монахи во время медитаций, при этом чай подносился Будде. По мере распространения буддизма в японскую жизнь стала проникать традиция чаепития. Чайная церемония имеет длинную историю. Основоположником чайной церемонии, которая дошла до наших дней, является монах Муротом Дзюко, которого еще называли великим чайным мастером Сюко. Он разработал базовые принципы, которые заложены в идее церемонии Ваби, они заключались в стремлении к простоте и естественности в противоположность пышному и роскошному самурайскому и императорскому чаепитию.

Подхватил духовную идею Сюко мастер Дзёо Такэно. Он добавил к чайной церемонии чайный домик тясицу — крестьянский дом с соломенной крышей и керамическую японскую посуду грубой работы. Его учеником Сэн -но-Рикю был сформирован чайный этикет, в котором определялась даже тема беседы во время чаепития. Церемонию чаепития стал дополнять красивый садик, разбитый вокруг чайного домика с каменной дорожкой, ведущей к домику. Таким образом, простое медитативное чаепитие стало целым маленьким спектаклем с декорациями и ролями, которые уже распределены. Но сам мастер не смог увидеть результаты своих трудов. Его повелитель приказал ему совершить ритуальное самоубийство, так как был не доволен простотой церемоний Сэн-но-Рикю. Ему нравилась чайная комната, покрытая золотой фольгой и золотая посуда. Мастером Сэн-но-Рикю была основана школа Сэнкэ, благодаря которой сформировалась целая система чайных школ.

Приготовление чая

Чайный домик

Чайный домик находится в глубине сада. К нему ведет каменная дорожка, которая напоминает горную тропинку, являясь символом ухода от суеты. Ночью дорожку освещают неяркие фонари, которые не отвлекают внимание. Возле входа в домик расположен колодец для совершения омовения. Обряд омовения является символом телесной и духовной чистоты.

Домик имеет вид простого крестьянского домика без всякой роскоши с одной комнатой, в нем воплощены принципы естественности и простоты. В домик ведет низкий и узкий вход такой, что зайти в него можно, лишь сильно наклонившись. Такая конструкция входа символична: любому входящему в домик приходится низко поклониться, независимо от положения в обществе. Во времена самураев никто не мог войти в домик, не сняв длинный меч, поэтому оружие оставлялось снаружи. Это тоже было символично, человек перед чайной церемонией должен оставлять все тревоги за порогом и думать только о церемонии чаепития.

Чайный домик

Чайная церемония

Посуда для чаепития должна быть простая грубой работы без украшений. Набор состоит из шкатулки для хранения чая, чайника или котла, в котором кипятится вода, чаши для общего питья, чашек для гостей, бамбуковой мешалки для чая, ложки, которой насыпается чай.

Войдя в комнату, гости обращают внимание на нишу в стене, которая находится напротив входа. В нише помещается свиток с изречениями, которые определяют тему данной церемонии, а также курильница с благовониями и цветы. Хозяин должен встречать гостей у входа и заходить последним. Место хозяина напротив гостей. Пока греется вода, к столу подают простую легкую еду. После еды все выходят на улицу, кроме хозяина, чтобы размять ноги и подготовиться к общему чаепитию. В это время хозяин меняет цветы.

После возвращения гостей, хозяин приступает к приготовлению зеленого порошкового чая. Остальные в молчании следят за процессом, прислушиваясь к звукам. Этот процесс напоминает медитацию. Чай засыпается в чашу, затем доливается немного кипятка и содержимое в чаше размешивается мешалкой из бамбука. Мешать необходимо до появления зеленой пены. Далее добавляется кипяток для получения чая нужной консистенции.


Посуда для чайной церемонии

Кланяясь, хозяин передает чашу с приготовленным чаем самому старшему или почетному гостю. У гостя на левой руке должен лежать шелковый шарф. Чаша берется правой рукой и ставится на левую. Гость кивает следующему и делает глоток чая из чаши. Затем платок кладется на циновку, а край чаши вытирается с помощью бумажной салфетки. Далее чаша передается следующему гостю. Таким образом, чаша проходит по кругу, символизируя единство тех, кто собрался за чаепитием. В конце чаша возвращается хозяину.

На следующем этапе чаепития гости ведут беседу и пьют чай из своих чашек. Беседа ведется не о повседневных делах, а обсуждаются изречения, которые написаны в свитке, чай, цветочная композиция в нише, чай. Перед чаем подаются сладости. После завершения беседы хозяин, извинившись, выходит из домика. Без хозяина гости снова могут осмотреть все, что использовалось в чайной церемонии.

Сад для чайной церемонии

Когда гости покидают домик, хозяин находится рядом с входом и кланяется уходящим. Вернувшись в домик, он некоторое время сидит и вспоминает прошедшую церемонию, восстанавливая ощущения от нее. Затем уносит посуду, убирает цветы и уходит. Уборка является своеобразным итогом происходившего чаепития. Чайный домик становится таким же, как был до чайной церемонии. Важно, чтобы после церемонии не осталось никаких внешних следов, только сохранился след в сознании.

Существует шесть основных разновидностей чайных церемоний: на восходе солнца, утренняя, послеобеденная, вечерняя, ночная и специальная.

Комната для чайной церемонии

Чайная церемония в Японии – это важная часть культуры Страны Восходящего Солнца. За определенный срок времени она из обычного чаепития стала целым искусством, основанным на философии буддизма дзен. В каждом элементе и этапе церемонии таится глубокий смысл.

Все направлено на то, чтобы участники этого ритуала не просто отдохнули от суеты бренного мира, но и полностью очистили ум и душу, достигнув гармонии. Пожалуй, только в чаепитие стало обрядом, имеющим строжайшие правила и четкую последовательность действий. Этот порядок действий складывался на протяжении целых 700 лет, став таким, каким сейчас он и проводится.

Как складывалась и развивалась чайная церемония в Японии

Появление ритуальных чаепитий в Стране Восходящего Солнца происходит в 7–8 веке – именно тогда в Японию завезли чайную заварку. Благодарить за это нужно монахов, которые доставили его сюда из , где они использовали его для того, чтобы медитировать. Вместе с ростом распространенности буддизма росло и употребление этого напитка.

Примерно в XIII веке активно употребляла вся высшая знать. Проводились даже целые турниры-соревнования, где было представлено огромное число сортов напитка, а участвующие пытались определить, попробовав его, что это за сорт и где он вырос. Постепенно дошла традиция чаепития и до простых горожан, однако проводилась она не с таким размахом – это было, скорее, скромное времяпровождение в компании родных или друзей за распитием чая и степенной беседой.

Чайная церемония формировалась под влиянием . Первым, кто создал порядок этой традиции, стал монах Даё. Позднее он обучил этому искусству других монахов, которые стали чайными мастерами. Но большой толчок к развитию в Японии осуществил Мурата Дзюко – он не только внес некоторые преобразования, но и научил ритуалу сёгуна Асикага Ёсимицу.

В отличие от первоначальной идеи чаепития, подразумевавшей роскошь, Мурата предпочел простоту и натуральность. Благодаря ему все принципы современного чаепития были объединены:

  • гармония;
  • почтительность;
  • чистота;
  • покой.

Новаторства продолжались – в дальнейшем мастерами в обязательные пункты чаепития были внесены: домик, сад и каменная дорожка. Особое внимание уделялось окружающей обстановке. Она из яркой и роскошной превратилась в спокойную, призванную обратить внимание на прелесть обычных вещей, негромких звуков и пастельных расцветок – все это соответствовало принципам буддизма.

К сожалению, мастеру Рикю, который и сделал традиционную обстановку такой простой, пришлось совершить самоубийство по приказу своего господина – Тоётоми Хидэёси. В качестве причины выступило расхождение взглядов – хозяин предпочитал роскошную обстановку и посуду из золота.

Однако и после этого развитие чайной церемонии в Японии продолжалось. В конце 17 – начале 18 века открылось несколько школ, где мастера обучались и проходили аттестацию. Руководитель школы – измото, должен был поддерживать неизменность ритуалов чаепития.

Порядок и символика чайной церемонии в Японии

Будет неправильным назвать любое употребление этого напитка – в нынешнее время они проводятся далеко не всегда. Но классические традиции все еще живы – их можно даже изучить на курсах, совершенствуясь в дальнейшем. Что касается совершенства, нет такого мастера, который мог бы про себя уверенно сказать, что он достиг идеала в проведении ритуала – это искусство бесконечно, и познавать его придется постоянно.

Суть чайной церемонии в Японии, как и везде, заключается в проведении встречи чайного мастера и приглашенных, чтобы вместе неспешно беседовать, наслаждаясь отдыхом, привкусом и запахом чая, окружающей красотой. Традиционная церемония обязательно совершается в специальном месте и включает в себя несколько шагов, которые осуществляются в определенном порядке.

Виды церемонии

В целом в Японии видов церемонии много, но есть несколько традиционных:

  • ночная церемония . Чаепитие принято начинать, когда восходит луна. Гостей приглашают к 22-23 часам, а провожают около 4-х утра. Напиток для этого вида ритуала принято делать очень крепким: сухие листья перетирают до тех пор, пока они не превратятся в порошок, и заваривают. Разумеется, пить напиток такой крепости на пустой желудок не стоит, поэтому перед чаепитием гостей принято накормить;
  • чаепитие на восходе солнц а. Длится оно примерно с 3-4 часов до 6 утра. Это идеальное время для расслабления и медитации;
  • утренний ритуал . Обычно проводится в самые жаркие месяцы. Его принято начинать в 5-6 утра, когда воздух еще не начал нагреваться;
  • послеобеденная церемония . Ее начинают в час дня. Участников сначала угощают обедом, а после пьется чай с пирожными. До того, как приступить к чаепитию, в саду можно вымыть руки, пообщаться с другими гостями и немного расслабиться;
  • вечерний ритуал . Длится с 6 вечера до захода солнца;
  • специальная чайная церемония . В Японии ее проводят, если нужно отпраздновать какое-либо событие: особенные дни, дружескую встречу. В более ранние времена ритуал проводили, подготавливаясь к сражениям или ритуальному самоубийству сэппуку, известному как «харакири». В этих случаях чайный мастер должен был внушить уверенность и укрепить дух участников перед важным событием.

Где проводится чайная церемония

В Японии чаепитие принято проводить в специально созданных для этого местах. Как правило, это помещение огораживается, а для входа предназначены тяжелые ворота из дерева. Перед приходом участников церемонии хозяин открывает их, чтобы спокойно заниматься подготовкой, не отвлекаясь на встречу гостей.

Обычно на этом отгороженном участке находится небольшой садик и один или несколько домиков. Нет какого-либо строго свода правил насчет их расположения. Но одно требование все же имеется: каждый элемент должен гармонировать с природой. Сразу за воротами располагается комнатка, где участники церемонии оставляют свои вещи и переобуваются. После этого все собираются в одном помещении для гостей, где ожидают начала церемонии и беседуют.

Выделяют три важных места:

  • чайный домик;
  • каменная дорожка.

Это важно! Но если, по каким-либо причинам, осуществить классическую церемонию в домике невозможно, допустимо ее проведение в отдельной комнатке или за чайным столом.

При помощи чайной церемонии в Японии стремились достигнуть внутренней гармонии. Подготовка к чаепитию начиналась еще до вхождения в домик.

Дорожка к чайному домику (родзи)

Начинается путешествие к чайному домику с дорожки, выложенной камнями. У нее имеется особое название – родзи. Все камни для родзи обязательно должны быть естественной формы, чтобы не создавать обыкновенный тротуар. Дорожка должна походить на тропинку в горах, дополняя общую атмосферу. Делая первый шаг на дорожку, гость вступал в первую стадию медитации, предвкушая церемонию и забывая о проблемах за пределами сада. Чем ближе участник подходит к самому домику, тем его сосредоточенность становится сильнее, а медитация вступает во вторую фазу.

Интересна история происхождения каменной дорожки. Согласно легенде, для сёгуна Асикаги выкладывалась дорожка из бумаги, чтобы по пути к домику его одеяния не промокли от утренней росы. Само слово «родзи» означает «земля, покрытая росой».

Это важно! В самом конце дорожки, непосредственно около входа в домик, имеется колодец, также сделанный из камня. Он служит для проведения процедуры омовения перед совершением чайного ритуала, символизируя полное очищение души и тела.

Чайный сад (тянива)

Чайный сад носит название «тянива». Обычно он небольшого размера, и напоминает склон горы, заросший деревьями. Каждая мельчайшая деталь должна быть тщательно подобрана таким образом, чтобы все вместе они играли в одном общем ансамбле спокойствия и отрешенности. Всю красоту сада можно оценить на фото.

В жаркие месяцы садик обеспечивает прохладу и приятную тень. Из растительности в саду присутствуют кипарисы, сосны, и другие вечнозеленые деревья и кустарники. В качестве декоративных элементов размещаются камни разного размера и старые фонари. Все они обязательно располагаются хаотично, имитируя природный беспорядок.

Фонарям в Японии отводилась отдельная роль. Они предназначались не только для украшения, но и освещения дороги участникам , проходившей в ночное время. При этом свет, исходящий от фонарей, не должен излишне привлекать внимание. Его должно хватать лишь для того, чтобы можно было видеть дорогу.

Чайный домик (тясицу)

В Японии чайный домик носит название «тясицу». Тясицу – это воплощение простоты, в его обстановке не должно быть ни одной детали, которая бы излишне привлекала к себе внимание или отвлекала от процесса чаепития.

Согласно истории появления ч в Японии, мастер Мурата, проводивший эти ритуалы для сёгуна Асикаги, выбирал для этого небольшую и простенькую в обстановке комнатку. Разумеется, это непросто среди роскоши, из которой состояла резиденция повелителя. Но для абсолютного погружения в атмосферу гармонии и спокойствия необходимо было полностью отдалиться от земных проблем и богатства. Несколько позже другим мастером было введено новшество – строить отдельное здание для ритуала, которое было похоже на обычный крестьянский домик, крытый соломой.

Тясицу – это одна комнатка. Вход в нее настолько узок, а потолок – низок, что попасть в основную комнату возможно, только если наклониться достаточно низко. Это не просто особенности строения – здесь сокрыт более глубинный смысл. Любой участник церемонии, входящий в домик, таким образом вынужден поклониться другим, независимо от своего социального статуса и положения в обществе.

Еще одна функция низкого входа была особенно актуальна во времена войн. Входящие самураи не смогли бы попасть внутрь, не сняв оружия – длинный меч попросту не пролезал в узкий маленький проход. Поэтому даже тем, кто был озабочен проблемами и сражениями, приходилось оставлять их за порогом домика и полностью погружаться в чаепитие.

Внутреннее убранство

В тясицу достаточно много окон, около 6 или 8. При этом их величина, как и форма, могут быть различными. Их предназначение состоит совсем не в том, чтобы можно было видеть улицу. Окна служат всеголишь для того, чтобы в комнатку проникало достаточно света. Обычно окна закрывают, но в редких случаях (если снаружи очень приятный и живописный вид) рамы раздвигают, чтобы участники церемонии могли любоваться природным изяществом.

Интерьер тясицу прост и аскетичен. На полу лежит татами, а стены покрывает глина, которая, отражая свет, создает особое ощущение умиротворения. Важнейший элемент комнаты – это ниша в стене, названная токонома. Располагается она всегда напротив входа. До чайной церемонии в Японии в эту нишу помещают курильницу и цветы. Кроме этого здесь находится и свиток с изречениями, подбирающимися чайным мастером, – какэмоно. Во время чаепития принято обсуждать содержимое этого свитка. За счет своего расположения токонома – первое место, которое сразу привлекает к себе взгляды входящих.

Это важно! Непозволительно размещать в тясицу другие виде декора, кроме элементов, находящихся в нише. В самом центре комнатки находится очаг из бронзы, где и варится напиток. Размер самой комнаты обычно составлял около 8 .

Для полного погружения в гармонию японцам необходима тень и полумрак. Поэтому все обустройство интерьера целиком направлено на создание подходящей атмосферы и достижение внутренней гармонии.

Какая посуда понадобится для проведения чайной церемонии в Японии

Вся посуда, которая будет использоваться в ходе проведения ритуала, должна гармонировать между собой. Это не означает, что вся она должна выглядеть одинаково. Достаточно, чтобы между элементами было сходство, и ни один из них не выделялся на фоне других.

Для проведения церемонии понадобится:

  • шкатулка, где хранится заварка;
  • чайник, где будет греться вода;
  • одна большая чаша, из которой напиток пьется совместно с другими;
  • индивидуальные чашечки для участников;
  • ложечка для чая;
  • специальное приспособление для размешивания напиткаво время приготовления.

Это важно! Каждый элемент посуды должен быть простым, в идеале – старым, передававшимся многие годы из поколения в поколение. Материалы, из которых производится посуда, природные – дерево, медь, бамбук. Чаши, преимущественно, изготавливают из керамики, не применяя к ним никакого украшения.

Непременное условие – абсолютная чистота каждого предмета. При этом японцы не очищают посуду до блеска, как это любят в странах Европы. Идеальной утварью для чайной церемонии в Японии является та, которая хранит следы старины и потемнела от времени, использовавшись достаточно долго.

Как называется утварь, используемая во время чайной церемонии в Японии

Во время ритуального чаепития используется не так уж много утвари, но любая из них по-своему важна.

  • чашечка из керамики – нацумэ.
  • ложечка из бамбука или другого сорта дерева – чашаку.
  • чашечка для чая – чаван.
  • специальная мешалка для напитка – часен.
  • чайник, где заваривается чай – мидзукаси.
  • ковшик для японской чайной церемонии, при помощи которого готовый напиток разливается по чашечкам – хишаку.
  • кусочек ткани, которым принято очищать посуду – фукуса.
  • ткань для подачи чая – кобукуса.

Как проводится чайная церемония в Японии

Здесь принято приглашать на чаепитие заранее. Приглашение обязательно официальное. Каждый участник за несколько дней до ритуала должен обязательно отправить организатору чаепития свою благодарность.

Обычно число приглашенных гостей составляет 5 человек и чайный мастер. Одежда должна быть однотонной, неярких расцветок. Идеально подойдут традиционные японские кимоно из шелка. С собой обязательно следует иметь веер.

Все участники собираются в специальном павильоне, где происходит выбор почетного гостя – секяку. На выбор влияют звание, социальный статус и ранг. После этого определяются основные детали : в каком порядке участники пройдут через чайный садик, омоют руки и лицо в колодце, войдут в дом, где и как сядут, кто и после кого получит чашечку с чаем и другое.

Сам процесс делится на два ритуальных этапа.

Первый этап чайной церемонии в Японии

Начинается он со сбора всех участников в павильоне. Его главная цель – создание настроения и атмосферы ожидания чаепития как прекрасного процесса, доставляющего удовольствие. В общем месте сбора принято подавать кипяток в маленьких чашечках.

После этого небольшого вступления все участники вступают на дорожку, идущую через садик к домику. Сам проход через тянива очень важен – это, своего рода, уход от насущных мирских проблем, удаление ото всех неприятностей и негативных эмоций. Любуясь прекрасными деревьями и кустами, а также декоративными элементами в виде камней и фонарей, гости освобождают в своем создании место для гармонии и успокоения.

Около входа в тясицу, в самом конце каменной дорожки, участников встречает мастер, который приветствует каждого. После этого обязательно проводится омовение в расположенном около входа колодце. Ритуальное омовение – это символ полной чистоты тела и души. Зачерпнуть воду из колодца можно при помощи небольшого ковшика. Участники должны омыть сначала руки, лицо, а потом ополоснуть рот. Каждый ополаскивает ручку ковшика, воспользовавшись ею.

По окончании обряда омовения все заходят в домик. Узкий вход с низким потолком – символ окончательного ухода от всего окружающего. Кроме того, он означает и равенство всех гостей, принуждая поклониться при входе. Обувь принято поставить на пороге.

Когда гости зашли и расположились на своих местах, огонь уже зажжен, а емкость с водой уже находится над огнем. Первое, на что обращают внимание при входе – это токонома. В ней хозяин располагает курильницу, цветы и свиток с надписями. Эти надписи – изречения – задают тему чаепития, а также показывают моральное состояние мастера. Сам же хозяин должен входить в комнатку в последнюю очередь. Но это происходит не сразу, а только спустя некоторое время – участники должны успеть, не торопясь, изучить свиток с изречением и остальные предметы, находящиеся в нише.

Подготовка к приготовлению чая

Входя в тясицу, мастер обязательно кланяется. Впрочем, не поклониться невозможно из-за особенностей входа. Место хозяина находится недалеко от очага, напротив остальных участников. Здесь же лежит посуда, которая пригодится при заварке чая: шкатулка с заваркой, мешалка и чашка.

Это важно! Именно на этом этапе, пока греется вода, совершается трапеза «кайсэки». Она включает в себя легкие блюда, которыми не наедаются, а просто слегка утоляют голод.

В Японии говорят, что пища, которую подают во время чаепития, должна радовать глаз, а только потом – утолять голод. Название трапезы произошло от нагретого камешка, который в старину использовали для уменьшения чувства голода. Сладости к чаепитию подают только по окончании основной трапезы, и носят название «омогаси».

После легкой трапезы гости ненадолго покидают домик. Во время небольшой прогулки люди готовятся ко второму этапу церемонии – употреблению чая. Пока гости вышли, мастер должен сменить свиток на цветочную композицию, которая носит название «тябана». Каждый элемент имеет свое значение, и составляется на основе единства контрастирующих составляющих. Нередко используется ветка сосны, символизирующая долговечность, и камелия, олицетворяющая собой нежность.

Заварка чая

Заварка чая – своего рода подготовка к самой важной, второй части в Японии – употреблению напитка. Спустя некоторое время участники опять входят в комнату и располагаются на своих местах. Чайный мастер начинает готовиться к приготовлению напитка. Вся подготовка, а также заварка напитка производятся в полной тишине. Гости должны наблюдать за тем, что делает мастер, слушать звуки, производимые силами природы:огнем, водой, паром. Во время этого этапа участники полностью расслабляются, медитируя. Нередко используется и музыка для – легкая, расслабляющая.

Музыка для чайной церемонии

До начала приготовления напитка мастер проводит ритуал очищения посуды при помощи шелковой ткани, а только потом приступает к заварке. Каждое движение во время этого отработано годами и следует одно за другим в строгом порядке. Двигаться принято в такт своему дыханию, чтобы гости, наблюдающие за процессом, дышали в расслабленном ритме.

Готовится чай в чайнике из меди, стоящий на подставке с углями из сакуры. Напиток должен получиться густым и крепким, поэтому обычно на 0,5 л воды используют 150 гр листьев чая. Хозяин строго следит за тем, чтобы температура воды была не выше 90 °С. Заварка засыпается в чашу из керамики и заливается частью воды. Смесь размешивается специальной мешалкой до тех пор, пока не появится стойкая зеленая пена. Только после этого можно добавить остальную часть кипятка.

Этот самый первый, густой напиток называется «койтя». После того, как гости выпьют его, хозяин готовит более легкий «маття». Он варится из порошка зеленого чая. При его приготовлении берется стакан воды и 5 гр чая. Приготовление чая целиком можно посмотреть на видео – так будет легче запомнить этапы его приготовления и заметить кое-какие тонкости.

Что обычно учитывают при заварке:

  • напиток должен быть достаточно густым и терпким. Поэтому соотношение воды к заварке обычно находится в соотношении 1:5;
  • вода не должна закипеть, но она не может быть и слишком прохладной. Наиболее подходящей считается температура от 70 до 90°С;
  • нередко в воду кладут кусочки металла, чтобы она закипела как нужно. Это не просто практическая необходимость, но и символическое единение сил природы – воды, металла, и воздуха – пузырьков, поднимающихся со дна.

Второй этап чайной церемонии в Японии

После приготовления чая наступает второй этап – его употребление. Большую чашку с напитком мастер, кланяясь, подает участникам. Обычно это происходит по старшинству или начиная с почетного гостя.

Участник, которому дали чашу, берет ее правой рукой и перемещает на левую, где уже лежит шелковый платок. Положено сделать кивок тому, кто в очереди следующий, а только после этого отпивать чай. После этого край чашки обтирается салфеткой, а сама емкость передается другому человеку. Совершив путешествие по кругу, чаша снова переходит к мастеру. Эти действия направлены на то, чтобы можно было почувствовать единение и общность всех участников.

Это важно! После этого готовится легкий чай в индивидуальных чашечках. На этом этапе гости беседуют. Но здесь не обсуждаются обычные дела. Обычно рассуждают о свитке в нише, красоте букета, вкусе и аромате чая.

Когда приходит пора завершить , мастер, извиняясь, выходит из комнатки. У гостей еще осталось время осмотреть цветы, очаг. Когда же приходит пора уходить участникам, мастер стоит около входа, кланяясь каждому из них. Когда все уходят,мастер не долго находится в домике, медитируя и вспоминая детали церемонии. После этого можно убрать всю утварь, цветы, и протереть татами. Таким образом подводится итог тому, что здесь происходило совсем недавно.

– это целый ритуальный процесс, который требует слаженности всех участвующих. Каждый гость должен быть полностью сосредоточен, отойдя от всех посторонних проблем и мыслей. Это очень красивое искусство, и не зря в нем постоянно совершенствуются – красота должна постоянно развиваться, чтобы улучшать мир и окружающих людей, создавая гармонию между ними.

Есть несколько стран мира, в которых особо любят чай и относятся к нему по-особенному. В числе таких стран и Япония. Сегодня мы расскажем немного о традиционном чаепитии японского народа, об особенностях и видах японского чая и о том, как его правильно выбирать и заваривать.

Традиции чаепития

В Японии пьют традиционный зеленый чай неспроста. Простое, казалось бы, чаепитие для них является настоящей традицией, благодаря которой они могут набраться сил, избавиться от усталости, продлить свою молодость, избавиться от многих недугов, укрепить здоровье и очистить душу. Ни один житель Японии не будет покупать второпях первый попавшийся сорт чая. К этому вопросу они подходят со всей серьезностью, так же, как и к самому завариванию напитка и его употреблению.

Традиция подобного чаепития уходит корнями глубоко в древность – еще во времена Будды монахи пили чай, восстанавливая силы. Несомненно, с тех пор сам процесс и некоторые ритуалы неоднократно менялись. Что же касается тех традиций, которые существуют и по сей день, то они зародились еще в пятнадцатом веке. Был продуман до мелочей сам этикет, из которого можно узнать, о чем стоит вести беседу за чаем, а о чем затевать разговор нельзя.


По японским традициям церемония должна проходить в специально отведенном для этого месте – чайном домике. Как правило, его располагают в саду. Для самой церемонии нужен специальный чайный набор, в который входят различные шкатулки для хранения чая, котел для кипячения воды, чайник и чашки, специальные ложки и традиционный венчик. Во время таких церемоний заваривают порошковый зеленый чай, который следует взбивать венчиком. В итоге чай получается с небольшой пенкой.

Во время того как хозяин дома готовит напиток, разговаривать нельзя. Как только будет завершен ритуал, а гости получат отдельные чаши с чаем, можно начинать беседу. Говорить можно лишь на те темы, что указаны в специальном свитке, который есть в каждом чайном домике.

Во время таких традиционных бесед не принято обсуждать новости, какие-то проблемы. Чайная церемония – это своеобразный ритуал очищения мыслей и души, оздоровления духа и тела.



Особенности напитка

Японский чай – это особенный и неповторимый напиток, который имеет богатый состав и массу полезных веществ. Выращивают чай в нескольких точках страны еще с древних времен. Если погодные условия позволяют, сбор урожая происходит порой до четырех раз в год. Местные жители считают, что самый лучший чай – тот, что был собран с середины мая до середины июня. Его описание говорит о том, что он имеет более глубокий цвет после заваривания, к тому же такие чайные листы концентрируют в себе максимальную пользу.

Второй урожай обычно бывает в августе. В итоге напиток получается уже не такой терпкий, более мягкий на вкус, а цвет напитка – более светлый.

Самые лучшие сорта японского чая собирают вручную, дабы не повредить нежные листья и сам кустарник. Именно поэтому жители Страны восходящего солнца наиболее ценят так называемый крупнолистовой чай.

Чайные листы, выращенные на различных японских плантациях, отличаются по вкусу. Это происходит оттого, что разные сорта чая выращивают в особых условиях. В некоторых случаях чайные кусты полностью укрывают от солнца. Также на вкус влияет и то, каким именно способом и методом были высушены листы.


Виды

Существуют самые различные сорта чая из этой удивительной страны. Есть рисовый, есть «Генмайча», «Кокейча», «Собача», «Гекуро» и так далее. Кроме того, существуют такие разновидности, как порошковый чай или травяной. Чтобы вы смогли сделать правильный выбор, расскажем немного о самых популярных сортах зеленого чая из Страны восходящего солнца.

Самый популярный и востребованный сорт зеленого чая в этой стране – это «Сенча». Главная особенность этого вида чая состоит в том, что сушат его особым, нетрадиционным методом. Дело в том, что после сбора урожая чайные листья не сушат в классическом понимании, а пропаривают. В итоге листья скручиваются в очень тоненькие трубочки, которые чем-то даже напоминают хвойные иголки. Чаинки получаются весьма крупные, и порой на дне коробки можно обнаружить чайную пыль, что вполне допустимо.


Одним из наиболее популярных и ценных считается сорт «Гекуро», технология выращивания которого была изобретена очень давно. Дело в том, что кусты с нежными чайными листочками полностью закрывают от солнца так, чтобы ни один солнечный луч не смог попасть на листья. Японцы утверждают, что именно благодаря такой технологии получается производить максимально полезный чай, который богат витаминами, аминокислотами и другими полезными элементами. Процесс сушки этого сорта тоже весьма деликатен: бережно собранные листочки скручивают и сушат так, чтобы они сохранили свою целостность и пользу.


"Гекуро"

«Генмайча» – еще один необычный сорт, главная особенность которого заключается в том, что в пачке с таким чаем можно найти прожаренные зерна риса. Как правило, такой чай делают на основе самого популярного японского чая «Сенча».

Обычно добавляют два или даже три сорта риса. Чем темнее зерна риса и чем лучше он прожарен, тем богаче и насыщеннее становится вкус чая.


"Генмайча"

Еще один популярный чай, который многие называют порошковым – это «Матча». Выращивают его по той же технологии, что и вышеописанный сорт «Гекуро», только вот листья после сбора не сушат в скрученном виде, а просто сушеные листья перемалывают в порошок. Готовый напиток имеет немного сладковатый вкус, насыщенный густой цвет и особый аромат.

Помимо традиционных сортов, японцы весьма неравнодушны к ароматизированным чаям. Стоит сразу упомянуть о том, что все ароматизаторы – исключительно натуральные, никакой химии не используется. Как правило, в популярные сорта чая добавляют цветы липы, лимонник, цветы сакуры и так далее. Иногда в составе чая может быть и просто вишня или ее цветы.


Обычно с помощью натуральных трав ароматизируют популярнейший сорт «Сенча», от чего он становится не только вкуснее, но еще и полезнее. Цветы сакуры положительно влияют на работу нервной системы, оказывая успокоительный эффект. Также цветы этого благоухающего дерева помогают облегчить кашель. Такой напиток обладает мягким, немного сладковатым вкусом.

Также сорт «Сенча» отлично сочетается с различными лесными травами, чабрецом, корочками цитрусовых, корицей, миндалем и даже айвой. Удивительно, но японцы умеют обогатить такой благородный напиток, как чай, таким образом, что его польза становится просто огромной.

Как выбрать?

Зная особенности каждого из сортов, выбрать правильный чай будет несложно. Обращайте внимание на то, что страна-производитель и страна, которая занимается фасовкой, должна быть одна. Качественные сорта от проверенных производителей не могут продаваться в дешевых пачках, потому упаковка хорошего чая зачастую бывает жестяной. Если в составе, помимо чайных листьев и природных добавок, есть ароматизаторы, то перед вами не настоящий чай.


После того как вскроете пачку, можно как следует разглядеть листья. Если по описанию они не похожи на тот или иной сорт, которые мы описывали выше, то, скорее всего, перед вами чай низшего качества.

Воздействие на организм

Полезные свойства такого напитка, как японский чай, известны давно. Начнем с того, что чайные листья содержат в себе большое количество калия, который положительно влияет на работу сердца. Также целебный напиток содержит такие вещества, как танин и катехин – эти вещества приносят огромную пользу организму человека, предотвращая появление и развитие раковых клеток.

Регулярное употребление такого тонизирующего напитка не только улучшает работу сердца и нервной системы, укрепляя иммунитет, но и снижает уровень плохого холестерина в крови, выводит шлаки и токсины, придает сил, способствует похудению и поднимает настроение.

Такой напиток уже давно признан природным антиоксидантом, поэтому положительно влияет на молодость и красоту кожи, волос и ногтей. Кроме того, жители Японии уверены в том, что этот целебный напиток способен продлить жизнь.



Как правильно заваривать?

По традиции японцы заваривают чайные листья два раза и даже больше. Как правило, первую заварку просто сливают, чтобы омыть листья и избавить их от терпкой горечи. Нужное количество заварки кладут на дно прогретого чайника, заливают небольшим количеством воды так, чтобы полностью покрыть листья. После тридцати-сорока секунд воду можно сливать, а заварку снова залить кипятком.

Чтобы чай получился вкусным и максимально отдал все свои полезные свойства полученному напитку, нужно соблюдать и другие правила.

  • заварочный чайник никогда не должен быть холодным, его следует прогревать, налив в него небольшое количество кипятка и ополоснув;
  • И еще несколько советов для всех, кто любит именно такой полезный напиток, как зеленый чай:

    • не наливайте слишком много чая в чашку сразу – налейте примерно треть чашки, чтобы сполна насладиться вкусом и ароматом напитка;
    • во время повторного заваривания не нужно ждать слишком долго, можно приступать к чаепитию уже спустя минуту, так как листья уже раскрыты;
    • между повторными завариваниями не должно проходить много времени – если листья уже остынут, то вкус напитка будет иным.

    В следующем видео «Японская Ассоциация экспортеров чая» раскроет вам все секреты японского чая.

Чай это самый распространённый напиток, а так же важная часть культурных традиций Японии. Различные виды чая получили широкое распространение и потребляются в любой момент дня. Зелёный чай является наиболее распространённым типом и когда кто то упоминает «чай» (お 茶, о-тя) без указания типа, то его относят к зелёному. Зелёный чай также является центральным элементом чайной церемонии. Наиболее известными местами выращивания чая в Японии являются провинции Сидзуока, Кагосима и Удзи.
Ниже приведен перечень основных сортов чая, которые широко распространены в Японии.

Чай с чайного куста

Рёкутя (Ryokucha) (зеленый чай):
Гёкуро (Gyokuro), Сентя (Sencha), Бантя (Bancha)


Сорта зелёного чая отличаются сроками сборки и тем количеством солнечного света, что достаётся листьям. Высшего сорта Гёкуро (Gyokuro), собирается во время первого этапа сбора урожая на специально затенённых участках. В это же время собирается сорт Сентя (Sencha). Отличие его в том, что листья специально не лишаются солнечного света. Сорт Бантя (Bancha) представляет собой низший сорт зеленого чая, листья которого получены на поздних этапах уборки.
Маття (Matcha) - зеленый чай


Только самые верхние и качественные листья используются для Маття (Matcha), их сушат и измельчают в мелкий порошок, который затем смешивают с горячей водой. Маття это сорт зеленого чая, который используется в чайной церемонии .
Конатя (Konacha) - остаточный зеленый чай


Конатя (Konacha) состоит из чайной пыли, чайных почек и маленьких чайных листьев, оставшихся после обработки Гёкуро (Gyokuro) или Сентя (Sencha). Хотя Конатя (Konacha) считается более низким сортом чая, его часто используют, что бы дополнить определенные продукты, такие, как суши.
Ходзитя (Hojicha) - жареный зеленый чай


Ходзитя (Hojicha) обрабатывается обжигом чайных листьев, что дает им характерный красно-коричневый цвет. Тепло от обжарки также вызывает химические изменения в листьях, что даёт чаю Ходзитя (Hojicha) сладкий, слегка карамельный аромат.
Гэммайтя (Genmaicha) - зеленый чай с жареным коричневым рисом


Гэммай (Genmai) называют нешлифованный, коричневый рис. Гэммай обжаривают и смешивают с чайными листьями и получают Гэммайтя (Genmaicha). Обжаренный Гэнмай придаёт чаю желтоватый цвет и особый аромат. Гэммайтя в народе служил в качестве альтернативы стандартному зеленого чая.
Улунтя (Oolongcha) - тип китайского чая


Улунтя (Oolongcha) собранные листья завяливаются на солнце в течение получаса-часа. Затем подсушенные листья укладывают толстым слоем в корзины и помещают в тень для ферментации, а затем паром или обжариванием останавливают этот процесс. Улунтя (Oolongcha) подается как горячим, так и холодным практически во всех учреждениях питания Японии. Чай коричневого цвета.
Котя (Kocha) - черный чай


Котя (Kocha) при приготовлении листья подвергаются ещё более сильному ферментированию, чем Улунтя (Oolongcha), что придает чаю его темный цвет. В японском языке, «Котя (Kocha)» на самом деле означает «красный чай», ссылаясь на красновато-коричневый цвет чая. Котя (Kocha) широко распространен в западных кафе и ресторанах в европейском стиле.
Жасминовый чай (Jasmine-cha) - чай с цветками жасмина


Жасминовый чай широко распространён в Окинаве, где он известен как Санпинтя (Sanpincha), но не так сильно распространен в других частях Японии. Чай производится путем комбинирования цветов жасмина с зеленым чаем или Улунтя (Oolongcha).

Чай не с чайного куста

Мугитя (Mugicha) - чай из обжаренных злаков


Мугитя (Mugicha) - напиток готовится из жареных злаков пшеницы или ячменя. Обычно подают холодным, отлично подходит в летнюю жару. Некоторые считают его более подходящим для детей, потому что он не содержит кофеин из листьев чая.
Комбутя (Kombucha)


Комбутя (Kombucha) представляет собой напиток, приготовленный путем смешивания измельченных или нарезанных морских водорослей Комбу (Kombu) c горячей водой. Напиток имеет солоноватый вкус и иногда подаётся как приветственный напиток в рёкане.

Где чай можно найти.

Чай того или иного сорта, горячий или холодный, можно найти практически во всех ресторанах, торговых автоматах, киосках, магазинах и супермаркетах.
В ресторанах, зеленый чай часто подается в начале или в конце трапезы бесплатно. В обычных ресторанах, зеленый чай или Мугитя , как правило, доступны бесплатно, в то время как Конатя (Konacha) обычно предоставляются суши-ресторанами. Котя (Kocha) как правило, доступны наряду с кофе в кафе и западных ресторанах.
В некоторых храмах и садах, туристам подают Рёкутя (Ryokucha) или Маття (Matcha). Чай обычно подается в спокойной татами комнате с видом на красивые пейзажи, часто вместе с японскими сладостями. Иногда чай входит в стоимость входного билета храма или сад, он чаще требуется отдельная плата в несколько сотен иен.
Многие виды чая продаются в пластиковых бутылках и банках в магазинах и торговых автоматах по всей Японии. Они доступны как горячими, так и холодными, хотя горячий чай менее распространён в течение летних месяцев, особенно в торговых автоматах.

Японский чай и краткая история

Чай был впервые ввезён в Японию из Китая примерно в 700х годах. Во время периода Нара (710-794 гг), чай был продуктом роскоши и доступен только в небольших количествах священникам и дворянам в качестве лекарственного напитка.
В начале периода Камакура (1192-1333), Еисай (Eisai), основатель японского дзен-буддизма, привёз из Китая обычай приготовления чая из измельченных листьев. Впоследствии, выращивание чая распространилась по всей Японии, в частности в храме Козандзи (Kōzan-ji) что находится в Такео и в городе Удзи.
Во время периода Муромати (1333-1573), чай приобрел популярность среди людей всех социальных классов. Люди собирались в больших чайных и играли в угадайку,(участники пили из чаш и угадывали сорт чая и место где он был собран). Коллекционирование чайной посуды так же было популярно среди богатых.
Примерно в то же время, более усовершенствованная версия чаепитий разработана с дзен простотой и большим акцентом на этикете и духовности. В этих собраниях принимали участие только несколько человек в небольшой комнате, где сам хозяин прислуживал гостям, что позволяло больше сблизиться гостям. Именно от этих встреч, берёт своё начало традиция чайной церемонии.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...